В предыдущей своей публикации «Визитная карточка Рязани: Успенский собор» я начал повествование об истории выдающегося архитектурно-исторического памятника. В окончании той статьи я сообщал, что Успенский собор в нынешнем его виде был возведён архитектором Яковом Григорьевичем Бухвостовым. И обещал рассказать, как это было. Публикуя нижеприведённые сведения, я данное обещание выполняю.
На информационном баннере, установленном сейчас перед входом в Успенский собор, написано, что этот выдающийся архитектурно-исторический памятник XVII века «создан известным русским зодчим Яковом Бухвостовым. Является самым значительным произведением архитектуры «нарышкинского» (московского) барокко. Грандиозный храм возведен за 6 лет – и с 1693 по 1699 гг. и освящен 28 августа 1702 г. как летний кафедральный собор. В XVIII- XX веках неоднократно реставрировался».
В хранящихся же в Государственном архиве Рязанской области клировых ведомостях за разные годы, представленные тогдашней Рязанской епархией, указаны иные даты постройки Успенского собора: с 1684 по 1702 гг. (в одной из ведомостей датой начала постройки ошибочно указан 1664 год; правильная дата – 1684) .
Какая же информация из представленных выше двух сведений (тех, что на баннере и в архивных документах) является правильной?
Показания обоих представленных данных, как показывают научные исследования, нельзя считать ложными, потому что каждая из них права по-своему. Но полной истиной, всё-таки, не обладает ни одна из них. На самом деле история Успенского собора значительно сложнее и интереснее.
В предыдущей своей статье «Визитная карточка Рязани: Успенский собор» я уже приводил данные одного из документов по поводу Успенского собора, согласно которому «в ночь на 18 апреля 1692 года он рухнул, разрушив и задавив окружающие здания». На установленном сейчас у собора на территории кремля баннере датой начала постройки Успенского храма значится 1693 год. То есть 9 лет со времени действительного начала постройки собора (1684) до его разрушения (1692) не учитываются.
А что произошло после того, как Успенский храм обрушился в ночь на 18 апреля 1692 года?
Так или иначе, но участок для строительства расчистили и стали решать, что делать дальше. То ли искать для постройки собора новое место, то ли заново начинать возведения святыни на старом. Некоторые предлагали от этого строительства и вовсе отказаться. Мол, если допустил разрушение Господь Бог, то незачем гневить его ещё раз. Однако стремление закончить начатое возобладало. Объявили торги на право новой постройки, который выиграл Яков Григорьевич Бухвостов.
Он вовсе не представитель известного дворянского рода, как утверждали когда то некоторые краеведы, а выходец из крепостных крестьян помещика Татищева. Родился Яков Бухвостов в селе Никольское-Сверчково, которое сейчас относится к территории Московской области.
По поводу того, что торги на право новой постройки Успенского собора выиграл именно Яков Бухвостов, очень многие недоумевали. Потому что среди известных архитекторов России его имя тогда не значилось. Как он смог получить подряд на строительство, выиграв торги у лучших на то время зодчих Григория Мазухина и Осипа Старцева – большой вопрос, хотя факт неоспорим. Большинство исследователей придерживается версии, по которой Бухвостов был известен как талантливейший архитектор именно на Рязанщине, где он к тому времени много чего построил. Например, Воскресенский храм, который стоял на территории нынешней площади Свободы. Надвратную церковь Солотчинского монастыря. Трапезную с церковью Святого Духа в Духовом монастыре. Мнение же о том, что именно этот зодчий предложил возвести собор за более низкую цену, поэтому, мол, и выиграл торги, не выдерживает критики. Потому что святыню строили «всем миром», и за ценой бы город не постоял.
Бухвостов решил строить собор на старом месте. Известны основные помощники архитектора: Григорий Иванов, Иван Парфёнов и Николай Устинов. Новый собор заложили 18 мая 1693 года. Через шесть лет кропотливого труда храм был внешне готов. Он мог быть построен и за 2-3 года, а столь затянувшееся строительство объясняется работой Бухвостова «на два фронта». Дело в том, что одновременно с рязанским Успенским собором зодчий вместе со своими помощниками строил боярину Шереметьеву церковь в подмосковном селе Уборы. Кроме того, Яков Григорьевич Бухвостов вёл в Рязани по настоянию Рязанского митрополита Авраамия постройку хозяйственных архиерейских зданий и нескольких церквей в городе. Талант крепостного зодчего использовался, как сейчас иногда выражаются, «на всю катушку». Интересно, что совместно со строительством собора свыше десяти лет велись работы по созданию уникального многоярусного иконостаса. Резчиков по дереву возглавлял Сергей Христофоров. Иконостас был покрыт позолотой и содержал 165 икон, написанных московским иконописцем Николаем Соломоновым с подмастерьями. А кресты высокохудожественной ковки изготовил мастер Степан Малофеев.
Как уже было сказано, Успенский храм был освящён 28 августа 1702 года, как летний кафедральный собор. Освящение производил митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский. Но хотя освящение и произошло, богослужения в соборе так и не начались, потому что храм всё ещё был не до конца достроен. А в 1728 году открытая паперть на подклете обвалилась по периметру на 52 метра. Её белокаменное убранство так и не удалось восстановить в полной мере из-за отсутствия в Рязани мастеров достойного уровня. А к началу XIX века техническое состояние стен собора было так плохо, что в нём из-за новой опасности обрушения перестали проводиться даже ремонтные работы. Святейший Синод предписал «разобрать храм за ветхостью его и построить новый». Выручила инициатива рязанских меценатов, пригласивших из Москвы лучших архитекторов. Оказалось, что храм можно исправить, что и было сделано. Вновь освятили собор на праздник Успения 1804 года.
Но, как писал архивист Степан Дмитриевич Яхонтов, «храм опять был заброшен и только при Гаврииле стал местом летнего богослужения в 1850-х годах. И был расписан внутри». Упомянутый архиепископ Гавриил (Городков) – местночтимый святой. Он возглавлял Рязанскую епархию с 1837 по 1858 годы.
По поводу внутренней росписи Успенского собора нужно сказать, что позолота иконостаса была возобновлена в 1854 и 1857 годах.
В 1925 году Успенский собор, как и вся площадь Рязанского Кремля, была передана музейному отделу Главнауки при Народном Комиссариате Просвещения.
Как я уже говорил в предыдущей своей статье «Визитная карточка Рязани: Успенский собор», «как бы кто не относился к Советской власти, но именно при ней удалось спасти Успенский храм Рязани от очередного разрушения. Финансовые средства на это понадобились огромные, но зато все сейчас имеют возможность любоваться этим незаурядным памятником истории и архитектуры».
1 из 12
И сейчас Успенский собор предстаёт перед взорами рязанцев и гостей города обновлённым. Вне зависимости от времени года и политических пристрастий он остается жемчужиной исконно русской архитектуры и гордостью города. И является своеобразной визитной карточкой города в сочетании с колокольней, история возникновения которой тоже весьма незаурядна. Об этом я и собираюсь рассказать в следующей своей статье «Шедевр пяти архитекторов».
Евгений Данилин