Успех публичного выступления во многом зависит от качества подготовки к этому выступлению. Независимо от ораторских способностей руководителя, выход к людям - это всегда экзамен на компетентность и способность вызвать интерес, создать для слушателей какую-то ценность. Поэтому нельзя идти к людям и выступать неподготовленным.
Подготовка к выступлению включает три этапа: 1) ориентационный — формирование представления о целях выступления, особенностях слушателей, условиях его проведения и т. п.; 2) содержательный — проработка содержания самого выступления; 3) психологический — формирование эмоционально-психологической готовности к выступлению (если есть необходимость).
Выступающему необходимо помнить, что его восприятие публикой начинается еще до того, как он взял в руки микрофон и начал говорить. Оценивая в кулуарных беседах перед выходом его настроение, манеры, внешний вид, физическое состояние, походку, позу и т.д., аудитория уже формирует себе представление об ораторе и отношение к нему, а первое впечатление, как известно, самое ценное.
На этом этапе необходимо всячески продемонстрировать важность момента вашего выхода к людям и уверенность в себе, готовность общаться с публикой. Чтобы заинтересовать аудиторию, нужно продемонстрировать свой интерес к ней. Достаточно для этого установить с ней зрительный контакт. Формирование зрительного контакта — это не просто осматривание зала, а именно контакт «глаза в глаза» с отдельными слушателями.
Не погружаясь в основы ораторского искусства, хочу заострить ваше внимание на наиболее распространенных ошибках в публичных выступлениях.
Демонстрация всезнайства. Хуже неуверенных и неподготовленных выступающих только восхваляющие себя ораторы, напыщенные и демонстрирующие собственную важность. Если всячески демонстрировать, что вы умнее и важнее аудитории, то люди на это обязательно отреагируют.
Аудитория не прощает позерства. В лучшем случае она просто «отвернется от него», перестанет воспринимать выступающего. Когда оратор чего-то не знает и открыто это признает, то он вызывает большее уважения, чем тот, кто в подобной ситуации пытается выкручиваться, ссылаться на нехватку времени, состояние здоровья и т.д.
Неискренность. Внимательные слушатели сразу замечают несоответствие смыслов в речи выступающего, аудитория безошибочно чувствует настроение оратора и его состояние. И если человек произносит слова: «Здравствуйте, как я рад нашей встрече….», при этом демонстрируя всем своим видом, что для него эта встреча дежурная, то люди распознают это несоответствие и воспримут его как неуважение к себе. Говоря «Я рад…», необходимо хоть улыбкой, но показать свою радость.
Подозрение в неискренности выступающего вызывает недоверие аудитории к тому, что он говорит. Поэтому если есть волнение, то лучше его не прятать, а признать, сделать открытым. Признаться от силы, а не от слабости, не извиняясь и не оправдываясь, а показав свою искренность, например: «Выступление перед вами для меня очень важно, поэтому я немного волнуюсь…»
Оправдания и извинения. При этом не нужно оправдываться и извиняться перед публикой, т.к. ей все равно, волнуетесь вы или нет, как вы трудились над своим докладом и какой у вас опыт публичных выступлений. Ваши извинения могут вызвать у присутствующих резонное недоумение: «Зачем тогда вы вышли за трибуну и тратите наше время?».
Известно, что извинения хуже оправданий. Если выступающий извиняется (за свою непубличность, простуженный голос, внешний вид, плохие фломастеры, слайды и т. п.), тем самым он просит простить его. Но публика не святой отец - прощения не даёт, так же как и не отпускает грехи. Извинения - признак слабости, а за слабым лидером никто не пойдет.
Визуальный контакт и монотонность речи. Про необходимость визуального контакта с аудиторией см. выше, но ничто не утомляет так, как монотонный доклад на интересную тему, читаемый будто пономарем. Невыразительно бубнящие ораторы быстро наскучивают, раздражают, вызывают усталость. Оратор обязан владеть своей речью, уметь ее образно раскрасить, меняя интонацию, как в песне: с заходом, кульминацией и эпилогом.
Использование «отрицательных» терминов. Ошибка многих выступающих заключается в неумелом построении речи через отрицание. Важно знать, что восприятие речи работает последовательно: мы сначала неосознанно реагируем на отдельные слова и лишь потом воспринимаем предложение целиком. Соответственно, чтобы понять отрицание, человеку необходимо сначала осознать, что именно отрицается.
Существенная разница во фразах «Это не плохо» и «Это хорошо». Использование таких конструкций, как «… не принесет убытков», «я не боюсь…», «я не хочу вызвать у вас скуку, говоря о…» воспринимается подсознанием большинства людей иначе: человек говорил про убытки, про свою боязнь и вообще его выступление вызывало скуку. А что хотел донести выступающий? Явно не это, т.е. лучше конструировать фразы в положительных терминах (без частицы «не»), для данного случая: говорить про прибыль, бесстрашие, интерес.
Не забудьте оставить в конце выступления время для вопросов, которые многие участники используют как возможность выговориться. Позволять вольницу этому нельзя, но резко отрезать, испортив общее впечатление от выступления тоже недопустимо. Дипломатично и емко ответьте на короткие вопросы, а длинные и сложные отошлите к своим публикациям, записям прежних выступлений или пообещайте ответить на них в своем блоге, аккаунте, на будущих встречах и т.п. Только не забудьте потом выполнить свое обещание, иначе люди это вам обязательно припомнят.
Как обычно, для тех, кто дочитал - порция юмора по теме:
Кому понравилось - палец вверх! Подписка на канал обязательна!
Сергей Русанов.