Автор: Владимир Попов
25.07.2019
Вчера Государственная Дума на своем заседании ратифицировала ряд протоколов о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности, уточнив в том числе полномочия стран-наблюдателей.
Напомним, что соответствующие Протоколы были подписаны президентами России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана 8 ноября 2018 года в Астане. Одна из новаций касается, в частности представительства в руководящих органах Организации. Так, теперь, согласно обновленному документу, «в состав Совета коллективной безопасности - высшего органа ОДКБ - могут входить не только главы государств, но и председатели правительств в том случае, если это позволяет национальное законодательство».
Чем вызвано это изменение в уставе ОДКБ – понятно. Его необходимость была продиктована конституционной реформой в Армении 2015 года, когда республика перешла на парламентскую форму правления во главе с премьер-министром.
Еще один протокол вместо должности полномочного представителя при ОДКБ вводит должность постоянного и полномочного представителя, а также должность заместителя генерального секретаря ОДКБ. Устанавливаются привилегии и иммунитеты не только для генсека ОДКБ и членов его семьи, но и для его заместителей и членов их семей, предусмотренные Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, если они не являются гражданами государства пребывания. Данные изменения вносятся в соглашение о правовом статусе ОДКБ.
Но наиболее важное изменение, надо полагать, содержится в Протоколе, который предусматривает ситуацию, когда, «не входящие в ОДКБ страны, а также международные организации, заинтересованные в изучении открытой нормативной правовой базы, опыта и практики деятельности ОДКБ, могут получить статус наблюдателя, не принимая обязательств по участию в практических мероприятиях ОДКБ». Кстати, государства и организации, готовые к участию в них, смогут получить статус партнера ОДКБ.
В этой связи, пожалуй, стоит напомнить, что еще в начале июля в Международном пресс-центре МИА «Россия - Сегодня» прошла мультимедийная пресс-конференция Исполняющего обязанности Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности Валерия Семерикова на тему: «Об итогах заседаний уставных органов ОДКБ, состоявшихся в Бишкеке, и о результатах специальных операций, проводимых в формате Организации». И в ходе этого диалога с представителями СМИ наряду с прочим был задан вопрос: «Нет ли у ОДКБ планов по расширению»? Валерий Семериков тогда ответил, что, мол, «таких планов у Организации Договора о коллективной безопасности в настоящее время нет, но вскоре в ОДКБ появятся институты партнерства и наблюдателей».
- Наши нормативно-правовые документы предполагают вступление в ОДКБ третьих стран, - сказал исполняющий обязанности генерального секретаря Организации, - Это предусмотрено уставом, Договором о коллективной безопасности. Каких-то планов на этот счет мы не выстраиваем, это добрая воля каждого государства, если оно желает вступить в ОДКБ и поддерживает цели и задачи, которые стоят перед Организацией, соответствует требованиям, которые определены в том числе международным законодательством. Конечно, мы надеемся на расширение наших рядов с принятием документов, которые позволят иметь организации партнеров и наблюдателей.
Валерий Семериков так же напомнил, что решение о создании институтов партнерства и наблюдателей в ОДКБ было принято главами государств Организации на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в ноябре 2018 года. И вот, как логическое завершение энергичной, эффективной и разумной работы штаба Организации – думская ратификация важных и своевременных документов.
… Вообще, само по себе понятие «страна-наблюдатель» имеет довольно интересную предысторию. В самом деле, что такое страна, государство в роли наблюдателя? Здесь сразу вспоминается ООН (кстати, не самое плохое сравнение)... Так вот, по ооновской терминологии, «государства, являющиеся членами одного или более специализированных учреждений, не будучи при этом членами Организации Объединенных Наций, могут получить статус Постоянного наблюдателя».
Известно также, что статус наблюдателя возник исключительно из практики - в Уставе ООН никаких положений на этот счет нет. Эта практика существует с 1946 года, когда Генеральный секретарь признал назначение правительства Швейцарии в качестве Постоянного наблюдателя при Организации Объединенных Наций. Впоследствии своих наблюдателей направляли некоторые другие государства, которые позже стали членами ООН. Например Австрия, Италия, Финляндия и Япония. Швейцария, кстати, стала членом ООН 10 сентября 2002 года.
Постоянные наблюдатели могут посещать большинство заседаний и имеют доступ почти ко всей соответствующей документации. Многие региональные и международные организации также участвуют в качестве наблюдателей в работе Генеральной Ассамблеи и ее ежегодных сессий.
Что касается нашей Организации Договора о коллективной безопасности, у нее, согласитесь, имеются все предпосылки для того, чтобы ее ряды расширились за счет новых стран-участниц. Эффективна наша Организация? Безусловно. Судите сами: без лишних слов, что называется, сразу с момента образования в ОДКБ была проведена большая работа по созданию всеобъемлющей системы коллективной безопасности стран-участниц. Кстати, достаточно подробно Валерий Семериков рассказал об этом в своем июньском интервью агентству ТАСС.
- Создана соответствующая нормативно-правовая база для функционирования исполнительных, вспомогательных и рабочих органов, - перечислял достижения Валерий Семериков, - Сформированы региональные группировки сил и средств, созданы Коллективные силы такие как Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), Миротворческие силы, Коллективные авиационные силы (КАС), Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР). Кроме того, отработаны вопросы взаимодействия по различным направлениям деятельности с международными и региональными организациями, такими как ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС и другими. Этому уделяется очень большое внимание со стороны министров иностранных дел наших государств.
Что ж, это действительно большая, важная и масштабная работа. Так почему ее не оценить по достоинству тем, кому импонирует справедливая и эффективная деятельность ОДКБ? Согласитесь, в сегодняшние смутные, нестабильные во всем мире времена крайне важно видеть в качестве ориентира страну, блок государств, которые точно знают, что делать, умеют четко выстраивать приоритеты. И с этим у ОДКБ все в порядке.
В самом деле, те задачи дня, что сегодня определила для себя и решает Организация понятны и приемлемы для любой нормальной страны. И вот, как об этом говорит Валерий Семериков:
- Первое - это более тесная и эффективная координация внешнеполитической деятельности наших государств. Второе - повышение боевого потенциала Коллективных сил ОДКБ. Третье - создание системы оперативного реагирования на кризисные ситуации, в том числе чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Все ясно, все понятно. Ни одного лишнего слова. Как и то, что ОДКБ действительно, не на словах, а на деле в отличие от некоторых активизировала работу по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
- Импульсом к этому послужило соответствующее решение Совета коллективной безопасности ОДКБ, - поясняет Валерий Семериков, - О ходе реализации этого решения я доложил Комитету секретарей совбезов, заседание которого прошло 27 июня в Бишкеке. Секретари советов безопасности наших государств в целом одобрили проделанную работу и высказали свои предложения по ее совершенствованию в формате ОДКБ.
За сухими строками этого комментария, вообще-то, кроется большая работа по организации и проведению масштабных мероприятий, в которых задействованы целые блоки министерств и ведомств практически всех стран-участниц Организации. Это и операция «Нелегал», в ходе которой мы «впервые провели целый комплекс совместных оперативно-профилактических мероприятий по перекрытию каналов вербовки, въезда и выезда граждан наших государств для участия в террористической деятельности и нейтрализации ресурсной базы террористических организаций на пространстве ОДКБ».
Это и операция «Наемник», результаты которой показали ее эффективность, востребованность и своевременность. В частности, «в ходе операции были выявлены члены террористических и экстремистских организаций, которые занимались вербовкой рекрутов в ряды международных террористических организаций, пресечен выезд и въезд на территорию наших государств большому количеству лиц, причастных к террористической деятельности, выявлено много фактов причастности к финансированию терроризма».
Это, наконец, и масштабная многоуровневая антинаркотическая операция «Канал». Достаточно сказать, что в ходе только одного этапа операции в нынешнем году удалось конфисковать 11 тонн наркотиков. Кстати, здесь в качестве наблюдателей принимали участие представители третьих стран, в том числе США и Китая.
А взять военное направление - так у нас только в нынешнем 2019 году проходит шесть масштабных учений, где общая численность участников составит более 12 тысяч человек. Что касается политической составляющей, то здесь Валерий Семериков обозначил позицию Организации довольно лаконично и точно.
- Должен сказать, - заявил он, - что сегодня голос ОДКБ звучит со всех трибун международных организаций: ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС. Мы являемся участниками многих мероприятий, которые проводятся в формате ООН и ОБСЕ, где имеем возможность высказывать свою позицию по тому или иному вопросу повестки дня, вносим свои предложения и делаем совместные политические заявления на различных уровнях.
Что же получается? Получается, что сегодня ОДКБ – это действительно уникальная структура на постсоветском пространстве, и даже, пожалуй, единственная, которая реально может противостоять основным вызовам современности – от терроризма во всех его проявлениях до дипломатических баталий любого уровня. Это Организация, которая одинаково уверенно ощущает и проявляет себя, как на полигонах от Бреста до Душанбе, так и на самых высоких трибунах организаций мирового сообщества.
И разве это не достаточные причины для притяжения других стран, близким нам по духу, к рядам ОДКБ? По-моему, вполне достаточные.
Владимир Попов