В Евангелии от Луки 17 гл., 20-31 ст. Иисус Христос открывает нам различные духовные состояния верующих в день Своего пришествия.
Интересно, что Христос говорит о дне, но в то же время, указывая на верующих, говорит и о ночи.
В тот день, кто будет на кровле – это верующие в хорошем духовном состоянии. Днем все видно, многое ясно. Ходящий днем не спотыкается, в отличие от ходящего ночью: Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним (Иоан. 11, 9-10).
На кровле дома в Израиле, как правило, люди молились, как это делал апостол Петр (Деян. 10, 9). То есть состояние верующих, находящихся на кровле, – это молитвенное состояние. Они готовы к пришествию Иисуса, они открыты пред Богом, они изливают перед Ним свое сердце. В свете Христовом они видят все свои недостатки и борются с ними. Они все выносят на свет. Потому Христос и говорит, чтобы они не выходили из этого состояния – не спускались за своими вещами.
Кто будет на поле. На поле трудятся – пашут, сеют, жнут. Обширен и тяжел труд земледельца. На библейских полях растут и виноград, и пшеница, и смоковница.
Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле, засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло. (Иоиль 1, 11-12).
Трудиться на поле – работать над собой, своим духовным состоянием.
Христос также говорит, что поле это мир (Мф. 13, 38). Труд среди мира, который Бог благословляет, это труд благовестия.
О тех верующих, кого застанет пришествие Христа ночью, сказано, что они будут на постели, будут молоть, будут на поле. Спящие, трудящиеся ночью – верующие, не имеющие ясного духовного видения, часто спотыкающиеся, запинающиеся (от греха), падающие.
Постель. На постели человек, как правило, спит, отдыхает. Интересно, что в еврейском языке слово постель имеет несколько вариантов, а в греческом – κλίνη и κρεβάτι. В Евангелии стоит первое слово, которое означает и циновку, и носилки, а также переводится как одр болезни. Можно предположить, что постель – это место, где кто-то уснул (слег от усталости, различных переживаний и болезни). А кого-то одолела лень.
Место, где мелют. Мелют в данном контексте зерно, чтобы превратить его в муку. Если это не мельники, то это люди, занимающиеся духовным трудом. Из муки делают хлеб – пищу, которая укрепляет сердце (Пс. 103. 15). Наше сердце нуждается в духовной пище, которую дают нам духовно трудящиеся (имеющие на это дары и способности от Бога).
Поле. Несмотря на свое неустойчивое духовное состояние, верующие все-таки совершают свой труд, согласно призванию и полученным от Бога на это способностям.
В Церкви каждый член несет определенный труд, каждый член исполняет свою функцию в Теле. Поэтому эти события коснутся всех членов Тела – Церкви – от новообращенного до пресвитера.
Интересно, что Иисус говорит: "двое", то есть внешне христиане мало чем будут отличаться друг от друга. По их поведению, жизни трудно будет сказать, кто они. Внешне все благопристойно, чинно. Но внутренность – чем живет верующий – знает только Бог. От Него ничего не скрыто.
Ученики Христа спросили Его: где, Господи? Где всё это будет происходить – в каком месте?
Христос отвечает: где труп, там соберутся орлы.
Что такое труп? В данном случае евангелист употребил греческое слово σῶμα (сома), которое, прежде всего, переводится как тело. Для обозначения мертвого, трупа в греческом языке есть другие слова:
πτῶμα – поражение, труп, мертвое тело (Откр. 11, 18),
σάρξ – плоть, тело, труп, греховная природа.
Когда ап. Павел пишет о Теле Христовом, то он употребляет слово сома (1 Кор. 12, 27).
Орлы. Первое значение слова ἀετός – орёл (Иов. 39, 27; Ис. 46, 11; Откр. 4, 7), но никак не стервятник, гриф или коршун (еврейский язык тоже делает в этом различие – Лев. 11, 13).
Γύπας – стервятник.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что Христос говорит о Теле, то есть внутри Его Тела – Церкви, с Его Телом все это будет – оставление на скорбь (серьезные страдания и искушения) и взятие на Небо (в лучшее духовное состояние).
Вопрос учеников понятен – где? Неужели внутри Тела, Церкви будут такие верующие, произойдут такие события, которые, по сути, не должны быть. Наблюдая жизнь современных церквей, общин, можно заметить, что их состояние не идеальное. Притча Христа о девах, слово о Его пришествии, когда Он отделит агнцев от козлов, говорит нам, что в Церкви будут разные верующие, и для нее придут испытания и беды.
Для чего и почему там, где тело, соберутся орлы?
Когда-то Бог говорил через Моисея Своему народу:
Если ты, когда перейдете за Иордан, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли (Втор. 28, 1).
Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя (Втор. 28, 15).
Бог в наказание пошлет различные переживания, в том числе и орлов (народы), которые не уважат старца и не пощадят юношей:
Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши (Втор. 28, 48-50).
Издалека приходят всадники его, прилетают как орел, бросающийся на добычу (Авв. 1, 8).
И это будет от Бога, точно так же как было от Бога нашествие Навуходоносора (1 Пар. 6, 15) – царя грозного, языческого, но познавшего, Кто такой Бог Израилев и пророки Его (Дан. 4, 31-34).
Бог говорит и сегодня Своему народу через историю народа Израильского.
А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы (1 Кор. 10, 6).
С другой стороны, орлами Слово называет тех, кто надеется на Господа и обновляется в Его силе. В испытаниях, страданиях и серьезных переживаниях христиане будут меняться (переплавляться).
А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся (Ис. 40, 31).
Искренние верующие из разных конфессий будут объединяться в одно Тело, в одну Вселенскую Церковь, в которой найдут единство не в духовных руководителях, не в узких понятиях той или иной религиозной общины, а в Живом Христе. Из этого мы тоже сможем понять, что время пришествия Его близко.
Когда бедствия коснутся Церкви, тогда мы увидим явно, кто что из себя представляет и кто к кому и куда пойдет.