Кинематографисты считали ее красивой, но отмечали, что красота этой женщины несколько странная, необычная что ли. Было в ней что-то потустороннее, даже инопланетное. Может поэтому считали, что роль колдуньи для актрисы подходит почти идеально. Ведьма в «Вечерах на Ивана Купалу», колдунья в «Белой птице с черной отметиной» - картины 1968-го и 1970-го.
Об этом почти не говорили, но отмечали многие: она не похожа на советскую актрису, в ней больше светскости с ее благородными манерами, отрешенным взглядом, - именно такой она предстала в картине «Хождение по мукам» (1958 г.). Ее даже в титрах нет, всего лишь дама в ресторане, а забыть такой образ невозможно. Она выделяется, причем, не прилагая никаких усилий, просто природа и порода.
Джемма Сергеевна из семьи военного. Родилась в 1935 году, как раз под Новый год – 27 декабря (г. Самарканд). А потом началась жизнь в Каунасе. Но вместо школы, белого фартучка и бантиков, на девочку надели гимнастерку, - шла война. Семья оказалась на фронте, и ребенок часто оказывался в прифронтовой полосе, а то и на самом фронте, не разлучаясь с отцом и мамой, работавшей в штабе.
Она уже была в том возрасте, когда увиденное запоминается четко и на всю жизнь. Так она запомнила войну, научилась прятать страх и размышлять над увиденным. Может быть, отсюда ее ранняя целеустремленность и понимание в одиннадцатилетнем возрасте, кем она станет. Уже тогда она знала, что свяжет свою жизнь с кинематографом. Много читала, интересовалась историей, искусством, литературой.
Джемма Сергеевна окончила режиссерский факультет ВГИКа, режиссура ее привлекала больше, чем актерская стезя. Тем не менее, она снялась в нескольких картинах, за что можно сказать сегодня, спасибо режиссерам, оставившим зрителям образ этой удивительной женщины на экране, похожей на иностранку.
Она очень заметна и выделяется своей необычной красотой в фильме «Алые паруса», в котором исполнила роль матери Артура. «Родник для жаждущих», «Черное солнце», «Озарение», «Это сладкое слово – свобода», «Хроника ночи», «Пани Мария» и еще восемь фильмов, в которых снялась Джемма Сергеевна.
Но для нее основной работой стала документалистика, она была режиссером документальных фильмов; художественный фильм она сняла один – «На полпути к луне». А вот документальные фильмы считала более близкими ей. Особенно тема войны, ведь она видела войну детскими глазами.
В 70-х осуществила важные для ее жизни проекты: «Зима и весна 45-го», «Город-герой Новороссийск», «Битва за Кавказ», «Память навсегда», «Встреча с Джокондой» и др. Ее последний документальный фильм вышел в 2007 году и называется «Москва первопрестольная».
Джемма Фирсова была общественным деятелем, принимала участие в развитии музеев в России, писала стихи и прозу. Не осталась в стороне и от аварии на Чернобыльской АЭС, организация «Союз Чернобыль» появилась, в том числе, и при ее участии.
Ее мужем был кинооператор Владислав Микоша, - талантливейший человек, отснятые им кадры являются уже хрестоматийными. Вместе с ним она работала над своими проектами.
Джемма Сергеевна ушла из жизни в 2012 году.