Найти тему
Отец - молодец

Как объяснить ребёнку что такое "личное пространство" и научить защищать свои границы.

Здравствуйте, дорогие друзья.
Сегодня у нас архиважная тема. Не правильный, несвоевременный подход к ней - может привести к самым печальным последствиям, вплоть до насилия и смерти.
Как понятно из названия - речь пойдет о границах. Прежде всего давайте поймём какие тут проблемы?

Большинство из нас росли во времена СССР. Отношение к детям было в целом хорошее, но только до тех пор пока они подчиняются. С раннего детства они вовлекались в общественную работу, и... все они вместе - имели значение, в то время как интересы одного конкретного ребёнка - систематически игнорировались.
Родители и так приходили уставшие, и учитывать еще что ребёнок по какой-то причине не в настроение, и разбираться с этим - сил ни у кого не было.
Что уж говорить о таких вещах как личное пространство, границы, и возможность их отстаивать. К нам НЕ относились так... Многие, даже став взрослыми, не умеют отстаивать свои границы. Это печально.

Как научить этому своего ребёнка? Есть хороший метод. Воспользуйтесь им, и вы сможете оградить ребёнка от многих проблем. В нашей системе образования вопросом личного пространства и круга общения почти не занимаются. Но есть страны где это не так. Суть метода в том чтобы четко объяснить ребёнка как классифицировать своё окружение. Где заканчивается его границы и начинаются границы другого.

-2

1. Я, личное пространство.
Первый, самый важный круг - это мы.
Надо объяснить ребёнку что его тело принадлежит только ему. Всегда. Безоговорочно. Никто не может прикасаться к нему без согласия. Прикосновения не должны создавать дискомфорт.
Даже если это родственник, который насильно пытается удержать его на своих коленях. Пусть учиться и не стесняется говорить "НЕТ".

2. Семья
Семья - это наши самые близкие. Кого мы любим, доверяем, уважаем.
Это очень ограниченный круг людей, но при этом важно!
Члены семьи тоже не должны нарушать твоё личное пространство. Но и ты, будь добр... Соблюдай чужие границы.

3. Друзья
Важный параметр.
Надо объяснить кто такие друзья. Это люди с которыми мы тесно общаемся, нам нравится вместе проводить время, играть, общаться.
Но это не значит что каждый человек с которым ты поиграл 10 минут твой друг. Надо объяснить ребёнку как себя ведут друзья. Как он должен вести себя с друзьями. Друзья это тоже ограниченный круг, куда пускают не каждого. Для других есть следующий круг:

4. Знакомые
Одноклассники, с которыми ты общаешься не много - это не друзья.
Это знакомые. Когда ты играешь с ребятами на районной детской площадке - это не друзья. Это знакомые.
Они бывают воспитанные, бывают нет. Хорошие, плохие, добрые, злые... Очень разные. Не надо сообщать им о себе какую-либо информацию.
Важно научить различать друзей и знакомых.

5. Профессиональная помощь.
Это люди, которые могут помочь в случае необходимости.
Врач, полицейский, пожарный... Учителя, кстати, относятся сюда же.

Это не друзья и не знакомые! Также важно объяснить что они выглядят "по форме", и должны иметь соответствующий документ.

6. Все остальные, незнакомцы.
Самое важное что надо объяснить - незнакомцы могут быть любыми. Плохими, хорошими... Но мы их не знаем, а значит, в целях безопасности, мы им не доверяем. Даже если они говорят что знают нас, наших родителей, друзей... Мы не знаем и не доверяем. Никуда не идем, даже если нас просят помочь. А если нарушают наши границы (о которых мы говорили вначале) - значит надо кричать и привлекать внимание.

В СССР был случай... Один маньяк заманивал детей на заброшенную стройку под предлогом помочь ему. И мог пристыдить ребенка сказав "Ты же пионер, ты должен помогать старшим...".
Было загублено много жизней. И если бы их родители в своё время провели такой разговор - возможно, все сложилось бы иначе.
Хорошо если вы превратите это в веселую игру, нарисовав от руки такой круг, и по очереди закрашивая его с ребёнком, параллельно объясняя правила.

А на этом пока всё. Оставайтесь с нами... Берегите себя и своих деток.