«Поддержка семьи, детства и материнства, помощь инвалидам и улучшение качества жизни старшего поколения, семейное устройство детей-сирот – с учетом этих ориентиров формировался вектор развития социальной политики Волгоградской области в период работы депутатского корпуса 5-го созыва. По многим направлениям были внедрены пилотные проекты, дополнительные механизмы помощи, что потребовало корректировки регионального законодательства, реализации новых правовых инициатив», - прокомментировала итоги пятилетней работы председатель парламентского комитета по труду, социальной политике, вопросам семьи и делам ветеранов Татьяна Бухтина .
«Прежняя организация системы социальной поддержки требовала перезагрузки. Необходимо было уйти от неэффективных социальных обязательств, которые не учитывали реальных нужд тех или иных категорий граждан. Данный подход мешал оказать помощь, кому она действительно требовалась. На этот факт указала и контрольно-счетная палата региона.
В новой концепции соцподдержки упор был сделан на адресность и нуждаемость. И сегодня система ориентирована не на общие показатели, а на выполнение четкой задачи: внимание к каждому жителю, каждой конкретной проблеме. Эти принципы легли в основу регионального Социального кодекса, который объединил около 200 законных и подзаконных актов. Успешный опыт его применения отмечен Президентом России Владимиром Путиным и рекомендован к тиражированию в других субъектах страны.
В условиях напряженного бюджета были не только сохранены все основные социальные статьи, но и запускались новые механизмы. С изменениями в Социальный кодекс право на дополнительную помощь получили порядка миллиона человек.
Приоритетным направлением остается поддержка института семьи, материнства и детства. С 2014 года в этой части внедрено много новаций.
К ежемесячной региональной выплате (9664 рубля) в связи с рождением или усыновлением первого ребенка добавилось увеличенное в два раза единовременное пособие в размере 50 тысяч рублей для молодых мам в возрасте до 24 лет включительно. Такой же размер выплаты установлен и для семей с невысокими доходами при рождении второго ребенка, если возраст первого не достиг 3 лет. Увеличена поддержка студенческих пар с детьми и семей, в которых отец проходит службу по призыву в Вооруженных Силах РФ.
Продолжена выплата регионального родительского капитала семьям, имеющим третьего ребенка и последующих детей. С 2019 года размер выплаты составляет уже 70 тысяч рублей. Возросла до 1,5 тысяч рублей и сумма возмещения затрат многодетным семьям за коммунальные расходы. На них также распространена льготна на транспортные средства мощностью двигателя до 150 лошадиных сил – поддержка предусмотрена более чем 25 тысячам семей. Кроме того, дети из таких семей получают бесплатные горячие завтраки в школах. А с нового года горячее питание предоставляется также всем первоклассникам.
С 1-го января 2019 года по поручению губернатора Андрея Бочарова стартовал целый пакет дополнительных мер, призванных поддержать ипотечных заемщиков, приобретающих жилье на этапе строительства домов.
Участники государственной программы по обеспечению жильем молодых семей имеют право на льготный займ для оплаты первоначального взноса по ипотеке. Накопить такую сумму самостоятельно для супругов зачастую - непосильная задача. Теперь им предоставлена возможность получить на эти цели кредит до 300 тыс. рублей под 3% годовых на срок до пяти лет. Если в течение этого времени в семье родится ребенок, списывается 25% от остатка основного долга, при рождении второго ребенка - еще 25%.
С 2019 года увеличен перечень категорий получателей компенсации части расходов по оплате процентов за ипотечный кредит. В прошлом году данный инструмент использовали граждане, приобретающие квартиры в проблемных многоквартирных домах, которые переданы для завершения строительства добросовестным застройщикам. Теперь компенсация предусмотрена также многодетным и молодым семьям; работникам региональной бюджетной сферы; родителям, направившим средства материнского капитала на улучшение жилищных условий.
В Волгоградской области были реализованы пилотные проекты в сфере инклюзивного образования детей. Десять ресурсных центров оказывают комплексное сопровождение ребят с ограниченными возможностями здоровья, консультационную и методическую поддержку семей. Помимо этого, выросло количество детей, посещающих занятия по месту жительства; впервые для юных жителей региона с расстройством аутистического спектра открыты специальные классы.
Одним из важнейших направлений региональной политики оставалось повышение качества и доступности социального обслуживания пожилых людей и инвалидов. В 2018 году область вошла в число шести пилотных территорий, где началось внедрение программы долговременного ухода. Она охватывает пожилых людей и инвалидов, которые действительно нуждаются в помощи. Адресаты определяются не только по информации социальных служб, но и по сведениям, полученным от медицинских работников, а также по итогам домовых обходов или сигналам самих жителей, чтобы никто не остался незамеченным. С начала года уже 28 тысяч человек обслуживаются на дому, система долговременного ухода работает в 19 муниципалитетах, а в 2020 году получит повсеместное распространение. Успешно действуют такие стационарозамещающие технологии как социальные семьи, «персональный помощник», дневные отделения в организациях соцобслуживания для пожилых граждан с когнитивными расстройствами, сопровождаемое проживание и другие. Данная практика положительно оценена Президентом России. Опыт планируется перенести на семьи, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках создания безбарьерной среды все больше объектов социальной инфраструктуры становятся доступными для маломобильных групп населения - уже адаптировано более 900 объектов спорта, здравоохранения, образования.
Серьезное внимание уделялось развитию семейных форм устройства детей-сирот. Это, бесспорно, наилучший вариант, чтобы ребенок мог вырасти здоровой, социально адаптированной и гармонично развитой личностью. Было увеличено количество специалистов соответствующего профиля в органах опеки и попечительства, началась работа с замещающими родителями, отрегулированы вопросы финансового обеспечения семейного устройства детей-сирот. Все это потребовало дополнительных бюджетных затрат, подготовки документации, регламентирующей данную деятельность. Время показало правильность такого решения: если в 2012 году в государственных учреждениях воспитывалось порядка полутора тысяч детей-сирот, то сегодня эта цифра сократилась в шесть раз.
Во всех организациях социального обслуживания, при органах опеки и попечительства, специализированных образовательных организациях, созданы службы социального сопровождения, содействия семейному устройству, а кроме того, действуют свыше 40 клубов для замещающих родителей. Наряду с этим проводится системная работа по обеспечению контроля над соблюдением прав и интересов детей-сирот опекунами, а также профилактике вторичного сиротства и постинтернатному сопровождению ребят.
Говоря об итогах законотворческой деятельности Волгоградской областной Думы 5-го созыва в социальной сфере, хотелось бы подчеркнуть: все достижения стали результатом совместного кропотливого труда депутатского корпуса, исполнительной власти, общественности. Каждый законопроект проходил не только правовую экспертизу, но и публичное обсуждение с тем, чтобы максимально учесть замечания и предложения некоммерческих общественных организаций, представляющих интересы самых различных категорий граждан. Все социальные практики и новые механизмы поддержки успешно прошли проверку и уже доказали свою востребованность и эффективность. Следующему созыву народных избранников предстоит продолжать и совершенствовать этот опыт».