Найти тему
Zames Media

Мусорная бомба под Урал

Митинг
Митинг

Напряженность в регионах из-за мусорной реформы оценили аналитики из Wasteconsulting совместно с РАНХиГС. В опубликованном рейтинге напряженности субъектов РФ Свердловская область оказалась на втором месте. Диагноз соответствует: в Екатеринбурге давно идет подготовка к мусорным протестам.

В национальном экологическом рейтинге Свердловская область находится на 85-м, последнем месте.

В свою очередь индекс напряженности Wasteconsulting показывает вероятность возникновения протестов, вызванных именно «мусорной» тематикой, риск дестабилизации обстановки в регионе из-за несвоевременного решения проблем с утилизацией мусора и некачественного управления процессами со стороны властей. Отмечается, что индекс учитывает настроения не только жителей, но и регионального бизнеса.

Одновременно рейтинг по сути является подсказкой местным протестным группам, где копать.

Любимая тема

Они и копают. На тему экологии уже карабкается «Ельцин-Центр» в Екатеринбурге, который начал цикл экологических лекций и круглых столов на своих площадках, которые активно поддерживает бизнес. Например, спонсором экологических круглых столов в ЕЦ стал «Атомстройкомплекс», который последовательно хочет снять с себя обвинения в уничтожении Зеленой рощи и платит таким потенциальным источникам шума как Дмитрий Колезев, организатор экологического круглого стола на площадке ЕЦ.

-2

Участники экологического «круглого стола» в «Ельцин-Центре».

Два дня назад активисты запустили петицию о запрете мусоросортировочного завода «Екатеринбург-Юг» у Шабровской нефтебазы. Сама нефтебаза вопросов не вызывает, но теперь там будут стихийные и не очень протесты. «Место для полигона и мусоросортировочного завода находится в исторически значимых местах — вблизи достопримечательности, в которых побывали многие туристы нашего края — Шабровского талькового завода», — говорится в петиции. Еще есть ручей, который впадает в Исеть и несет свои воды в сердце Екатеринбурга. Без сомнения, на месте полигона будут найдены и захоронения мамонтов. Протесты гарантированы. За два дня петицию подписали почти 1000 человек.

То, что начинается скоординированная кампания по мусору, подтверждает подключение к теме Ильи Варламова. Блогер назвал жителей Свердловской области «быдлом, засирающим родину». «Эхо Москвы» в Екатеринбурге подхватило сюжет, полагая, видимо, что бренд «быдло» спасет имидж жителей «Города бесов».

Вместе с блогерами Русланом Соколовским и Евгением Ройзманом (в качестве блогера) Варламов традиционно продает «Ельцин-Центру» свои услуги информационной поддержки ключевых тем единым пакетом. Посредником между Варламовым и его заказчиками в Екатеринбурге выступает некий активист Николай Романов.

Активист Николай Романов, доверенное лицо блоггера Варламова.
Активист Николай Романов, доверенное лицо блоггера Варламова.

Кстати, Соколовский, корреспондент Wall Street Journal, сотрудничает и со штабом Навального в Екатеринбурге. Непосредственно с его руководителем Юрием Кузьминых Соколовского свёл Руслан Шаведдинов, член московского штаба Навального и автор видеоблога «Жить в России». Принцип работы очень простой: штаб Навального в Екатеринбурге готовит для блогеров фактуру, те её публикуют, особо не вчитываясь.

Тема экологии у центра протестной активности в Екатеринбурге находится в разработке давно и привязана к «вредным производствам» промышленных предприятий, в первую очередь заводов УГМК, которую в первую очередь навальнисты кошмарят в Башкирии.

Свалки повсюду

На Среднем Урале 70% напряженность из-за экологического вопроса сохраняется длительное время – в предыдущем рейтинге от 11 марта 2019 года Свердловская область также стояла на втором месте. В красной зоне рейтинга (где риск возникновения «мусорной» напряженности критический) оказались также Вологодская, Тамбовская, Волгоградская и Омская области, а также такие уральские регионы, как Челябинская и Курганская области. Тюменская область находится чуть ниже, в желтой зоне (высокий риск возникновения «мусорных» протестов) — на 55 месте.

 Стихийная свалка в лесах Верх-Исетского района.
Стихийная свалка в лесах Верх-Исетского района.

Первым поводом для «мусорной» напряженности стало значительное повышение тарифов на услуги по вывозу мусора – со вступления в силу мусорной реформы 1 января 2019 года, согласно которой мусор стали вывозить на основании договоров с региональным оператором. Стоимость услуг повысилась в несколько раз. Вывозить мусор из региона уполномочены только три компании, выбранные региональными операторами, а утвержденные РЭК тарифы «доросли» до 148 рублей в месяц с каждого человека, прописанного в квартире.

Строительство и незаконное размещение новых свалок также накаляет обстановку. В конце июня в башкирском Красноуфимске начали готовиться протестные выступления — более 10 тысяч человек подписались против строительства мусоросортировочного комплекса и полигона недалеко от реки Уфа и летнего оздоровительного лагеря «Чайка».

А в Нижне-Исетском лесопарке недавно развернулась незаконная свалка. На участке видны следы работ по добыче щебня и древесины, сообщил в социальных сетях депутат городской думы Вячеслав Вегнер. Кроме этого, на территории лесопарка вырублен лес, а карьеры от деревьев используются для свалки промышленных отходов.

К организациям, занятым вывозом мусора, периодически возникают вопросы. Так, МУП «Спецавтобаза», которое собирающее отходы со всей территории Екатеринбурга, уже было замечено в тяжбах со свердловским УФАС из-за всевозможных нарушений со стороны предприятия.

Вообще в Екатеринбурге сейчас работает единственная легальная свалка, которой эксперты при нынешней заполняемости предрекают еще каких-то пять-шесть лет. Новый полигон и мусоросортировочный завод, как стало известно в июне, планируют построить на юге города.

Как пояснил руководитель экспертной группы РАНХиГС Содном Будатаров, цель просчета индекса и составления рейтинга — информировать органы власти и общество об управленческих и политических рисках, препятствующих созданию в стране экономики замкнутого цикла. Документ также адресован инвесторам, губернаторам, министрам, замерщикам общественных настроений и специалистам в сфере обращения отходов. Но удастся ли создателям рейтинга и жителям «докричаться» до властей?

 Рейтинг
Рейтинг
70%-я вероятность возникновения протеста – довольно высокий показатель, который намекает на необходимость безотлагательных реакций.

Ситуация, когда региональные власти в некоторых регионах не слышат людей, может привести к массовым протестным действиям, признает политолог Сергей Таланов. «Чтобы не создавать напряжение, надо, прежде чем строить мусорные полигоны, проводить социологические опросы. В идеале при реализации подобных проектов надо приглашать экспертов, представителей общественности, совместно обсуждать проблему. Пока, к сожалению, всё происходит иначе, что ведет к социальному взрыву», — отметил эксперт.

Не устраивает реализация реформы

Рейтинг «мусорной» напряженности в регионах России отражает отнюдь не качество реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта федерации, а скорее, уровень понимания населением того факта, что благие, в общем-то, идеи усилиями региональных чиновников выхолащиваются, и вместо реального улучшения экологической ситуации в сфере обращения ТКО власть в очередной раз просто залезает в карман граждан, утверждает политолог Андрей Чураков.

«Соответственно, в тех регионах, где общая социально-политическая напряженность выше, там население сильнее среагировало на введение очередного мусорного «налога». Где уровень доверия граждан к институтам ниже, там острее люди реагируют на введение новых поборов. Когда шесть лет подряд в стране падают реальные доходы населения, любая инициатива государства, ухудшающая и без того сложное финансовое положение граждан, воспринимается болезненно. Так было с введением платы за капитальный ремонт, с повышением пенсионного возраста, тоже происходит и с «мусорной» реформой», - отметил эксперт. По его словам, в ряде регионов напряженность, возникшая при реализации реформы обращения с ТКО, спровоцирована неумением и нежеланием органов власти выстраивать диалог с гражданским обществом: «В частности, регионы, занимающие верхние строчки рейтинга – Санкт-Петербург, Свердловская и Вологодская область, мне кажется, оказались в «лидерах» в том числе и по этой причине. Люди не протестуют против реформы, как таковой, но их не устраивает то, как она реализуется. Вместо раздельного сбора отходов власть предлагает создание новых полигонов, вместо вторичной переработки – мусоросжигание, вместо наведения порядка в этой сфере – кратное повышение тарифов».

Вокруг проблем, связанных с защитой нашей среды обитания могут объединяться самые широкие слои населения, вне зависимости от социального статуса или политических предпочтений.

Мусорная тема может стать и уже становится главным драйвером социальных протестов. Урал в этом отношении, безусловно, одна из зон повышенной активности.