Все чаще ко мне обращаются за помощью по проверке франшизы или самого франчайзера. И все чаще я встречаю, что потенциальные покупатели франшиз не задают столь важные вопросы, а смотрят на все поверхностно и с полным доверием к потенциальному франчайзеру.
Поэтому, хочу разобрать хотя бы чуточку основных моментов при выборе франшизы, чтобы вы, как будущие покупатели франшиз, обратили внимание на якобы мелочи, которые помогут не потратить деньги впустую.
Тут не будет воды, не будет красиво составленных предложений, а только то, что необходимо понимать при рассмотрении и выборе франшизы или франчайзера.
Начнем с терминологии и основ франчайзинга.
Франшиза - право ведения коммерческой деятельности под определенным брендом его владельца, с использованием бизнес-модели, ноу-хау и коммерческого опыта правообладателя.
Франчайзер – это компания, которая продает франшизу
Франчайзи – тот, кто приобретает франшизу.
Роялти — вид вознаграждения, периодическая компенсация, как правило, денежная, за использование франшизы. Периодические процентные отчисления или фиксированная сумма.
Паушальный взнос — единоразовый платеж покупателя франшизы владельцу торговой марки.
В нашей стране на законодательном уровне понятия франчайзинга нет! Вместо этого есть понятие коммерческая концессия – глава 54 ГК РФ, которая и регламентирует работу между франчайзером и франчайзи на основе договора коммерческой концессии. Этот договор в свою очередь в обязательном порядке регистрируется в Роспатенте.
Вы выбираете интересующую нишу, на специализированных сайтах агрегаторах выбираете интересующую франшизу и уже связываетесь с ее представителями.
В ответ, скорее всего, вы получите следующее:
- анкету для заполнения
- коммерческое или франчайзинговое предложение
Для того чтобы проанализировать детально полученное предложение, вам необходимо запросить следующее:
- скан свидетельства на торговый знак бренда
- типовой договор
- финансовую модель
- статистику открытий/закрытий торговых точек, отделов и т.п.
После получения этих документов садимся анализировать и «копать» дальше.
1. Посмотрите отзывы о франчайзоре в интернете.
2. Проверьте, зарегистрированы ли они реально как юр. лицо
3. Изучите историю развития и представленность компании
Далее смотрим тот самый договор, по которому будете работать.
Тут возможно только два варианта – договор коммерческой концессии или лицензионный договор (в очень редких случаях)
Никаких договоров об оказании услуг или поставки, как основным, быть не может! Запомните это раз и навсегда.
Только договор коммерческой концессии может регламентировать все взаимоотношения франчайзора и франчайзи, т.к. все обязательства и право пользования торговым знаком (брендом) регистрируются в Роспатенте и регулируются 54 главой ГК РФ.
Теперь обращаем внимание на свидетельство о регистрации торгового знака:
- Оно обязано быть, т.к. если компания не является владельцем ТЗ, следовательно, передать права на ее использование она не сможет и вы не сможете использовать его в своей деятельности.
- Смотрим на кого зарегистрирована ТЗ и с кем заключается договор коммерческой концессии. В идеале это должно быть одно и тоже юр. лицо
Если ТЗ находится на регистрации, а франшизу уже продают, то оформляется предварительный договор или договор о намерении на основе документов от Роспатента. Каких именно я подскажу.
Возвращаемся к договору. Читаем его внимательно и желательно привлекаем специалиста в данной сфере, чтобы не упустить ни одного момента. Ведь в договоре прописывается абсолютно все, что связанно с дальнейшими взаимоотношениями – от оплаты взносов до штрафных санкций за несоблюдение выкладки продукции (например).
Обращаю внимание, что договор коммерческой концессии никаким образом не выйдет на 3 странички. Это полноценный договор, прорабатывающий и описывающий все аспекты сотрудничества на протяжении всего срока работы.
В договоре должны быть прописаны основные моменты:
-терминология - предмет договора
- территориальность
- что предоставляется, за чей счет
-контроль за деятельностью
-подписание акта о выполненных работах
- объем отчислений, их назначение
- неустойки
- срок действия договора
- форс-мажорные обстоятельства
- отчетность
Переходим к финансовой модели.
Включаем разум, логику и все, что есть.
Смотрим:
- Какие затраты закладываются и все ли затраты учитывает франчайзер.
2. Какой срок окупаемости вложенных инвестиций рассчитывают.
3. Каков средний товарооборот закладывают и, что необходимо, чтобы его выдерживать.
4. Как считают проходимость, конверсию в продажи, рентабельность и т.п.
В общем, сидим и считаем! Это очень важно, чтобы понять реальные вложения, их отдачу и сроки окупаемости.
Это конечно не все моменты, но хотя бы их необходимо в обязательном порядке досконально проанализировать.
После того, как свели все полученные данные, можно переходить на следующий этап анализа и непосредственного тесного общения с франчайзером, его компанией. На этом этапе будут выясняться и решаться другие моменты, не менее, а то и более важные для работы.
Хочу обратить внимание на то, что выбирать следует компанию, которая работает на рынке хотя бы 2 года! Все франшизы, что продаются компаниями, работающими 2-3-6 месяцев – в 90% не жизнеспособны.
Выбирая франшизу, смотрите на то, что конкретно вы получаете, кроме имени бренда.
Остерегайтесь псефдофраншиз и тех, у кого цель только заработать на паушалках, а не на развитии фирменной сети.
Все интересующие вопросы касаемо выбора, подбора, проверки франшизы или может даже регистрации ТЗ — задавайте, с радостью помогу решить ваши задачи.
Почему вы можете мне доверять:
- ~5 лет проработала в крупной торгово-производственной компании в отделе франчайзинга
- разработала 2 франшизы с «0»
- помогла проверить ~12 франшиз (может больше, не считала никогда)
- зарегистрировала 6 торговых знаков
Это не основная моя деятельность, но до безумия любимая.