Писатели, особенно работающие в жанре фэнтези, любят помещать своих героев в некие средневековые замки, полные зловещих тайн. В чём-то они правы. Мрачные времена Средневековья, готики, бытующие в ту пору нравы действительно неразрывно связаны с такими же мрачными, неприступными каменными громадами, возвышающимися по всей территории Европы.
Но средневековые замки есть не только там. Возьмём, к примеру, Западную Украину. Даже если вы никогда не были во Львове, его древние сооружения вы, несомненно, видели. Ну вы же смотрели классику советского кинематографа «Д’Артаньян и три мушкетёра»? А фильм этот снимали во Львове и области.
Например, одна из первых сцен, где Д’Артаньян впервые встречает Рошфора, снималась во дворе бернардинского собора, который был основан ещё в пятнадцатом веке. Правда, сначала он был деревянным, несколько раз сгорал, но в семнадцатом столетии его возвели в камне, укрепили и пристроили оборонительные сооружения.
За тренирующимися мушкетёрами и поющим де Тревилем юный гасконец наблюдает через ворота дворца Потоцких, который иначе называют «украинским Версалем». И действительно, построенный во второй половине позапрошлого века, дворец выдержан в рамках французского классицизма. Некоторое время здание использовалось в качестве Дворца бракосочетаний, теперь же оно принадлежит Львовской галерее искусств. Во дворе расположена выставка миниатюр, где собраны уменьшенные копии всех замков Львовской области.
Кино без чудес, наверное, не бывает, потому что выходят мушкетёры уже не из дворца Потоцких, а из двора знаменитейшего собора святого Юра. Деревянный храм на этом месте был построен ещё во времена Льва, сына Данилы Галицкого. Тот же собор, который мы видим сейчас, возведён во второй половине восемнадцатого века и является ярким представителем стиля барокко. Помимо архитектурных излишеств собор знаменит ещё тем, что скульптуры для него создавал выдающийся украинский скульптор с мировым именем Иоганн Пинзель. В основном он работал с деревом, поэтому до наших дней дожили лишь некоторые его творения. Но вот конную фигуру святого Юра (Георгия), венчающую собор, Пинзель изваял в камне.
Дуэль Д’Артаньяна с Атосом, Портосом и Арамисом происходит в центре Львова — во дворе армянской церкви, здание которой считается древнейшим во Львове: его начали строить во второй половине четырнадцатого века. Тот, кто видел этот дворик в реальности, удивляется чудесам операторской работы: несколько квадратных метров в фильме выглядят как огромный двор! До сих пор здесь сохранилось и распятие, обращаясь к которому, поёт Арамис. Интересный факт: коренные львовяне, показывая на установленную здесь колонну, утверждают, что она обозначает географический центр Европы.
Культовую песню четвёрка друзей исполняет на фоне доминиканского собора, который современный вид приобрёл в середине восемнадцатого века. По прямому назначению он давно не используется, там работает музей истории религии и атеизма. При этом работники заведения утверждают, что не раз сталкивались с привидением — призраком монаха-доминиканца. Кроме того, ещё один мистический экспонат из собора засветился в любимом фильме. Это так называемое дьявольское кресло, на котором сидит Д’Артаньян во время игры в шахматы с Ришелье. Поговаривают, что в далёкие времена на этом кресле восседал тот, чьё имя не принято называть, и с тех пор оно ждёт своего владельца. Кресло действительно имеет необычную форму: сидящий в нём «приобретает» рога и хвост. Правда, специалисты, настроенные более скептично, утверждают, что это чёрное кресло было изготовлено немецким мастером в девятнадцатом веке.
В общем, как мы уж поняли, чтобы снять Париж, необязательно ехать во Францию. Так же, как и не нужно посещать Лондон, чтобы попасть в замок Бекингема. В фильме английского герцога поселили в замок Олесько в одноимённом посёлке. Это одно из старейших сооружений Львовской области. Считается, что он уже существовал в начале четырнадцатого столетия, и за него постоянно шли сражения, так как замок открывал дорогу на Галичину и Волынь (Червону Русь). В Олесько родился польский король Ян III Собеский, перестраивали его полный и великий гетман Станислав Жолкевский и украинский воевода Иван Данилович.
Замок уникальной овальной формы расположен на небольшом возвышении, к его воротам ведёт длинная насыпная мощёная дорога. А его подвалы, открытые для экскурсий, порадуют воображение не одного писателя. Мало того, что в них устроена выставка пыточных средневековых приспособлений, назначение многих из которых без пояснений экскурсовода не поймёшь, так ещё можно заглянуть в колодец…
Он-то для человека с фантазией, наверное, покажется самым страшным в этом замке. Диаметром примерно 2-3 метра, выложенный камнем, он вдруг прерывается в подземелье, давая возможность любопытному туристу заглянуть в чёрную пустоту. Правда, он закрыт решеткой, но находчивый посетитель может попытаться бросить в него какой-нибудь предмет и ждать звука падения, и не услышать его. Говорят, что глубина этого колодца 42 метра, и использовали его не только как источник живительной влаги во времена длительных осад — якобы из него есть подземные ходы, но это пока не доказано. Автору этих строк почему-то представилось, сколько там, на дне, может быть останков провинившихся, а то и вовсе невинных людей, сброшенных туда в тёмные времена Средневековья.
Покинем страшные подвалы: в самом замке собрано достаточно большое культурное наследие — картины, скульптуры, предметы быта и мебель. Кстати, есть здесь и деревянные работы упоминаемого уже Пинзеля.
Но — продолжим путешествие с мушкетёрами. Вернувшись из Олесько с подвесками Д’Артатьян попадает на «вторую часть Марлезонского балета» (оговоримся, интерьеры Ратуши снимали в Одессе). Это действие разворачивается на фоне Подгорецкого замка, одного из самых красивых на Западной Украине. Он построен в первой половине семнадцатого столетия по канонам классицизма. Коронный гетман Станислав Конецпольский доверил его возведение итальянскому архитектору и не прогадал, получив ещё один «галицкий Версаль». В годы многочисленных войн замок был сильно повреждён, и полная реставрация не проведена и по сей день.
Однако входы в подземелья находятся в открытом доступе. Правда, насколько далеко по ним можно зайти, достоверно неизвестно. Да и мало кто рискует, ведь по подвалам здесь бродит Белая Пани. По легенде, один из владельцев замка — Северин Жевуский — очень сильно разозлился на свою молодую супругу и замуровал её в стене подземелья. С тех пор люди видят призрак женщины в белых одеждах, который часто бродит вокруг замка.
Легенда легендой, но даже скептический человек чувствует разницу в своих ощущениях возле замка и непосредственно у входа в подземелье. Тянет оттуда какой-то мистикой, что ли…
Бетюнский монастырь, куда королева прячет Констанцию, оказывается Свиржским замком. Это классика оборонительных сооружений, вероятно, позднего Средневековья. Попасть в него можно только по узкой дороге через ров, который, скорее всего, раньше наполнялся водой.
Как в любом другом уважающем себя замке, здесь тоже есть легенда. Как-то враги осадили крепость, но пробраться в неё, естественно, не получалось. И тогда у одного солдата завязался роман со служанкой из замка. Однажды ночью, рассчитывая на его любовь, она открыла крепостные ворота: замок был разграблен, а девицу равнодушный солдат бросил в колодец…
Однако кроме Бетюнского монастыря были у Свиржа и другие роли. Гасконец прощается с отцом в самом начале фильма на фоне лестницы именно этого замка (во дворе). Также в начале картины он выступает фоном для кареты Мидели. Королевский пикник на природе —опять же на фоне Свиржа. Палач, к которому приходит Атос, тоже «живёт» в замке, неплохо устроился. И, наконец, финальные сцены битвы за Ла-Рошель. Если сам город — это Хотинская крепость в Черновицкой области, то бастион Сен-Жерве, где герои завтракают под пулями, — это разрушенная башня у Свиржского замка.
Вот так, поговорив, о любимом всеми фильме, мы совершили небольшое путешествие по замкам Львовской области и прониклись их мрачными тайнами.
Юлия Лазарева