Плавал младенец в животике, все его потребности выполнялись сию минутно, все было хорошо спланировано и ничего не менялось; всегда тепло, сытно, спокойно, мама рядом повода для истерики НЕТ.
Неожиданно, мир лопнул.
Стал сухим и колючим, мама все время куда-то исчезает, еду приходиться просить—криком чем громче, тем быстрее появиться еда.
Станешь тут истерить, когда другие варианты «как себя вести» еще не известны. После рождения, малыш будет стремиться вернуть потерянное удобство и уют. Конечно в животике тоже было разнообразие, но такое сглаженное мягкое, стабильное, без резких скачков.
Наш же мир, абсолютно не стабилен. Кроме того, в возрасте 2-5 лет ребенок уверен: Все что происходит вокруг зависит от его желаний. Такая вот эгоистичная фаза развития.
В силу возраста ребенок не умет спокойно просить, в животе навыки говорения не требовались, а первое на что хорошо реагировали родители, после рождения, был крик—истерика.
Детская истерика проявляется когда маленький человек что-то «хочет» немедленно, а ему это не дают в силу разных причин. Обещания исполнить просьбу «потом» с детьми не работает, просто потому что для ребенка нет никакого «потом».
Вот например, купить игрушку не прямо сейчас, а через два дня. Взрослые конечно знают что такое два дня, в конце концов у нас есть календарь.
А если забрать все календари? Вспомните Робинзон Круза который на дощечке вырезал полоски, чтоб хоть как-то ориентироваться во времени. Понимаете, не так-то уж просто знать когда наступит определенный день без сподручных помощников.
У ребенка нет календаря, он ему особо ненужен. Просто детям не важно когда будет определенный день недели, им позволено летать в фантазиях, играть, и жить здесь и сейчас, без планов на будущем. Об остальном важном позаботится мама: спланирует и предупредит, так и должно быть с одной стороны.
С другой стороны, когда у ребенка нет конструкции завтра, ему сложно ориентироваться во времени, нет стабильности и знания, что завтра наступит и все будет хорошо.
— Сегодня ты бы его все равно не получила, даже если б очень захотела, — ответила Королева. — Правило у меня твердое: варенье на завтра! И только на завтра!
— Но ведь завтра когда-нибудь будет сегодня!
— Нет, никогда! Завтра никогда не бывает сегодня! Разве можно проснуться поутру и сказать: «Ну, вот, сейчас, наконец, завтра»?
— Ничего не понимаю, — протянула Алиса. — Все это так запутано!
Льюис Кэрролл. Алиса в зазеркалье
Календарь абстрактная выдумка взрослых, как он работает не каждый может объяснить, а для детей так вообще все чересчур запутанно.
Но он чрезвычайно полезен тем, что дает нам возможность распланировать свою жизнь. Упорядочить весь этот бурный поток событий разложить по числам. Вы конечно можете не замечать, но ваша психика пребывает в удивительной гармонии будучи уверенной, что завтра будет суббота, в субботу будет выходной или другое точно известное событие. Мы можем и не принимать в расчет, как нас расслабляет известность и какие тревожные, мрачные чувства вызывает неизвестность.
Без режима, расписания ребенок не живет, а летит не пристегнутый на американских горках, осознает только один момент, в котором обязательно должен получить все. Без планирования нет будущего, значит в понимании ребенка завтра не наступит.
Помогите ребенку создать представление о предстоящих событиях, рассказывайте что его ждет в течение дня, составьте расписание, тем самым стабилизируйте его психику в настоящем, детская истерика заменится разговорами и планирование.