В данной статье я собрал информацию о четырёх видах рифм, которые украсят ваш текст. Здесь вы не найдёте информацию о всех видах, но если появится желание узнать о них, можете воспользоваться интернетом.
Глагольная рифма
Самая простая рифма из всех видов её видов. Такую рифму часто используют многие поэты.
Брать - звать, найти - уйти, забыть - прожить
Квадратная рифма
Квадратная рифма - это когда у рифмующихся слов совпадают окончания.
Слова - сова, речка - печка, стол - пол.
- Видоизменный квадрат
Если в словах рифмующихся квадратной рифмой изменить падеж она не перестанет быть квадратной.
Раненый - каменный/раненым - каменой, масштаб - штаб/масштабы - штаба.
Акцентная/созвучная
Основа двойных и тройных рифм о которых вы узнаете чуть позже. Они деляться на: точные, не точные, количество слогов, шипящии.
- Точная
Рифма на созвучия – это рифма, где разные окончания и присутствуют созвучные слоги. Их количество определяет объем рифмы. Чем больше слогов созвучно – тем объемнее (а значит сложнее) рифма. Точная рифма на созвучия имеет рифмующееся окончание, но при этом не является квадратной. Смысл данного вида рифм кроется в гласных звуках. Например, слово «молоко». Звучит оно как «ма-ла-ко». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «ма», или «ла, или «мала». Мне пришло на ум слово «молодой» (ма-ла-дой). Получается акцентная рифма на три слога, причем точная (последний слог тоже рифмуется, но не квадратом). Или слово попроще, всего на один слог – «плут». Нам нужно слово с одним слогом и гласной «у», при этом на конце не должно быть букв «т» или «д». Например, слово «Лувр». Оно нам вполне подходит. плут=Лувр – акцентная рифма на один слог.
- Не точная
Теперь рассмотрим пример неточной рифмы на созвучия. Это рифма, где последние слоги не рифмуются. Пусть у нас есть в тексте слово «балконный», при этом его форму мы менять не можем из-за смысла строки. Нам нужна рифма. Транскрипция будет «бал-кон-ный». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «бал», «ко», или «балко». Например, слово «парковка». Хорошо рифмуются два слога, но окончания неточные «ный»=«ка». Но в общем получилась акцентная рифма на два слога балконный=парковка. Для новичка это неплохой вариант. Думаю, не стоит отказываться от неточных рифм, это однозначно лучше квадратов.
Примеры:
- На один слог
«жду=шнур» © Oxxxymiron
«крах=знак» © Oxxxymiron
- На два слога
«Короб=порох» © Oxxxymiron
«Джейсон=фейсом» © Oxxxymiron
- На три слога
«ксенофоб=ксилофон=семафор» © Oxxxymiron
«метаспам=Геростат» © Oxxxymiron
«Титаник=скиталец» © Oxxxymiron
- Более, чем на три слога
«задевает=Страдивари» ©
«попиарьте=Мориарти» © Oxxxymiron
«Себестоимость=перестроилось» © Sieg_Wanez
- На шипящии
К этой категории относятся слова, у которых рифмующиеся слоги имеют согласную «ш», «щ», «ц» или «ж». Эти согласные облегчают рифмовку, и пропадает престижность рифмы.
Пример:
«Ведь, как же вам передать это чувство,
Когда нет никого, кто плечом бы к плечу.
Я не хочу вспоминать эти дни, но забыть их тоже кощунство.» © Oxxxymiron
- Рифмы "ться - ца"
Очень популярный случай. Такие рифмы точно не назовешь квадратом, а придумать их просто. Поэтому они обрели столь масштабное применение в текстах. Ход, заключающийся в применении этих созвучий, очень избит и малоинтересен. Примерами могут служить сотни конкретных случаев: постараться=парарацци, околица=уколется и другие.
Внутрення рифма
Итак, внутренняя рифма. Это вид рифмы, когда в строке рифмуется не одно слово, а несколько - в середине строки и в конце. Это могут быть как обычные два слова, так и две двойных рифмы.
- Обычная внутренняя
Стандартный вариант, когда рифмуется одно слово в середине и одно в конце.
«Твой номер - вечно второй, как на спине у Мальдини
Я себе укол рифмы вколол, тут против Эма "Полтинник"» © ?
- Двойная внутренняя
Здесь рифмуются уже как минимум три слова. Причем, в конце может быть, как даблрайм, так и простая акцентная рифма. То же самое и в середине. Например:
«Не следуй за мной по стопам, я - вечный аутсайдер,
Моя цель - спалить космос дотла, а не речка да усадьба» © Oxxxymiron
- Множественная внутренняя
Здесь количество вариантов практически неограниченно. Все строки могут состоять из следующих друг за другом двойных или тройных рифм.
«Я влез на ходу, и даже, если здесь пропаду,
Крест на горбу, бегство - табу, неизвестно кому
Зачитывая текст Вагабунд, пока не найдётся место в гробу.» © Oxxxymiron
На этом всё, надеюсь эта статья поможет вам в ваших начинаниях.