За 3,5 месяца этой зимней кампании Красная Армия, по разным данным, убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести потеряла до 132 тысяч военнослужащих (безвозвратные потери) – в несколько раз больше, чем Финляндия.
Жуткая бойня под Суомуссалми
Буквально через неделю после начала Зимней войны началась одна из самых трагических для Красной Армии войсковых операций, вошедшая в историю советско-финской кампании как сражение на Раатской дороге – в этом районе были разбиты две стрелковые дивизии РККА. В конце ноября советская 163-я стрелковая дивизия, перейдя границу между Советским Союзом и Финляндией, овладела небольшим финским населенным пунктом Суомуссалми. Финны перед отступлением успели его дотла сжечь. Вскоре неприятель отрезал стрелковую дивизию от ее тылов, перекрыв Раатскую дорогу, а затем и северный путь.
До конца декабря финны разгромили окруженное соединение. А затем принялись за 44-ю Краснознаменную Киевскую стрелковую дивизию, которая была послана на выручку на тот момент уже прекратившей свое существование163-й СД. За неделю с небольшим покончили и с ней – уставших, плохо обмундированных красноармейцев, лишенных в результате окружения продовольствия и боеприпасов, били мобильные группы финских лыжников, снайперы и артиллерия. Своей боевой техникой советская дивизия эффективно распорядиться не смогла – по воспоминаниям финского полковника Ялмара Сииласвуо, командовавшего в Раатской битве 9-й дивизией, действия советских войск были дезорганизованы, наступила паника, солдаты массово бежали в лес, бросая винтовки и другое вооружение. Сотни красноармейцев погибли от обморожения. Советские трофеи поразили финнов – как писал Сииласвуо, им достались порядка 70 противотанковых и полевых пушек, 27 танков, несколько бронеавтомобилей, два десятка тракторов, 160 грузовиков, свыше 30 полевых кухонь и 600 лошадей. Причем большая часть вооружения была новенькой, еще в смазке!
Часть личного состава комдив 163-й стрелковой дивизии Андрей Зеленцов вывел к советской границе через озеро Киантаярви. При этом дивизия потеряла около трети бойцов, а также большое количество боевой техники и вооружения. Общие же потери в двух советских дивизиях, по оценкам российского историка Юрия Килина, свыше 5 тысяч человек.
Вину за поражение советских дивизий, превосходящих по своей силе войска противника, возложили на комдива, начштаба и начальника политотдела 44-й дивизии – на этот счет вышел специальный приказ Главвоенсовета от 19.01.1940 г. Всех троих после трибунала расстреляли перед строем.