Причины появления ударной установки
До появления ударной установки барабаны и тарелки использовали в военных оркестрах. Исполнители играли отдельно на каждом инструменте. То есть, если композитор писал партию для большого барабана, малого барабана и тарелок, то нанимали трёх музыкантов исполнять эти партии.
Во второй половине XIX века духовые оркестры были очень распространены в Америке. Это было обусловлено Гражданской войной, после которой многие оркестры не расформировались, а продолжили развлекать людей на эстрадных сценах в общественных местах. Обычно, в таком оркестре было 2 или 3 барабанщика (один играет на большом барабане, другой на малом, а третий на парных тарелках). Такие оркестры играли не только на парадах, но и на городских приёмах, то есть в помещении. Из практических соображений состав оркестра пришлось уменьшить (небольшие сцены, следственно нехватка места). Да и общий гонорар хотелось делить на меньшее количество музыкантов. Под такое сокращение и попали барабанщики.
На самом деле, предпосылки к объединению ударных инструментов в одну установку были ещё до этого. Объединяли парные тарелки и большой барабан, чтобы на них мог играть в одно время один исполнитель.
Но не стоит забывать, что практика объединения двух инструментов в одну установку существует уже давно. Одним из самых ярких представителей подобного слияния является африканский барабан дун-дун с прикреплённым к нему колокольчиком.
Первая комплектация ударной установки
Примерно в 1890 году барабанщики Нового Орлеана стали приспосабливать ударные инструменты так, чтобы играть мог один музыкант сразу на всём. Музыканты поставили большой барабан на пол, а малый барабан расположили на стуле со спинкой, чтобы можно было придать привычный наклон для малого барабана. Техника исполнения сразу на двух барабанах получила название double-drumming. Большой барабан поставили на пол для того, чтобы барабанщик мог пинать его ногой. Отсюда и появилось распространённое обозначение инструмента, как kick (англ. «пинок»). Уже в 1840-ых годах барабанщики стали экспериментировать с педалью для большого барабана, но ещё на протяжение 75 лет это не было повсеместно.
Позже придумали металлический каркас, на верхнюю часть («contraption» - хитроумное изобретение) которого крепили разные инструменты. Такие модели ударных установок получили рекламное название «trap kit» (trap - сокращение от contraption). Как уже писал выше, в большой барабан при такой конструкции играли ногой, а затем приспособили педаль, которая ещё не имела пружины и приходилось после удара отводить её обратно. Малый барабан при этом ставили на стул, а затем появилась специальная стойка.
Развитие комплектующих
В 1885 году Джордж Р. Олней запатентовал первую педаль для большого барабана.
1909 год стал знаковым для всех барабанщиков. Ф. Людвиг придумал педаль с пружинным механизмом, колотушка которой возвращалась в исходное положение после удара.
В 1912 году стали использовать специальные барабанные щёточки. Необходимость в этом возникла из-за громкого звучания барабанов, которые переглушали все остальные инструменты. Изначально это были обычные металлические мухобойки.
В 1918 году Бэби Додс (играл с Луи Армстронгом) добавил сбоку над большим барабаном тарелку, по которой начал играть барабанными палочками (до него никто так не делал). В дальнейшем эта тарелка получила название ride (ведущая тарелка).
В 1918 году появилась первая ударная установка фирмы Ludwig. Она получила название «Jazz-er-up». Состояла она из большого барабана, с прикреплёнными к нему вуд-блоками, малого барабана и подвесной тарелки.
В начале 1920-ых годов у исполнителей были популярны «snowshoe» или sock cymbal - ножная педаль с двумя тарелками. Их придумал Людвиг, увидев, как Бэйби Додс постоянно постукивал левой ногой при игре.
Около 1925 года стали использовать «low boy». Тарелки были прикреплены на стержень и играли ими также ногой.
Но вскоре Бэйби Додс попросил Людвига поднять тарелку на девять дюймов выше, чтобы была возможность играть палочками. Таким образом, в 1927 году появился первый «high boy» или «high hat», на котором исполнители уже могли играть руками, или ногами, или комбинировать оба способа.
В 1934 году компания Ludwig выпускает педаль под названием Ludwig Speed Pedal. Она имела укреплённую подшипниковую конструкцию и была первой педалью, напоминающей современные образцы.
В 1935 году барабанщик оркестра Бенни Гудмена Джин Крупа впервые начал использовать привычный в наше время комплект из 4 барабанов фирмы Slingerland. Такая расстановка помогала экономить огромное количество энергии при игре. Барабанщики и по сей день используют такую модель расположения инструментов.
С 1940 по 1960 произошло 2 значимых событиях в жизни барабанщиков. Джазовые и рок-барабанщики начали использовать второй большой барабан в своей игре.
В это же время, независимо друг от друга, Чик Эванс (в 1956 году) и Ремо Белли (в 1957 году) изобретают пластиковые мембраны. Это значительно упростило жизнь барабанщиков. На пластиковые мембраны не влияла влага и их не нужно было постоянно перестраивать. Такие мембраны имели лучший отскок палочки, нежели мембраны, сделанные из кожи животных. С тех пор существуют две ведущие компанию по изготовлению пластиковых мембран для барабанов Evans и Remo.
В 1958 году Джо Калато (компания Regal Tip) изобретает нейлоновый наконечник для палочек. Деревянный наконечник достаточно быстро скалывался или стачивался при игре о металлические тарелки. Нейлоновый наконечник был призван решить эту проблему.
В 1959 году компания Rogers Drum Company придумывают новое шарообразное крепление для том-томов, что позволяет более гибко настроить под себя расположение барабанов. Оно получает название Swiv-O-Matic.
В 1969 году была продана первая акриловая ударная установка компании Zickos Drum Company (основатель Билл Зикос) барабанщику Рону Буши из группы Iron Butterfly. Акриловые барабаны обладали большим резонансным звучанием, что не подходило джазовым исполнителям, но хорошо вписывалось в концепцию развивающегося тогда рок-н-ролла. Они не только изменили звучание ударной установки, но и сделали барабанщика более видимым для публики, добавив при этом элемент шоу, так как акрил здорово отражал свет.
С 1970 по 1980 года начинается бурное развитие хард-рока (Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple). Барабанщики начинают использовать тома без резонансного (нижнего) пластика. Звук становится более громким, пробивающим.
Так же, в 1970-ые годы, компании Rogers Drum Company выпускает на рынок новые регулирующиеся по высоте стойки со стоп-механизмом. Эту технологию они назвали Memory Lock.
Следующий прорыв совершает компания Drum Workshop в 1983 году. Они выпускают двойную педаль для большого барабана. Теперь барабанщикам не обязательно играть сразу на двух больших барабанах, а можно использовать две ноги на одном барабане.
В 1990 году Pearl и Tama придумывают крепление RIMS, при котором не нужно сверлить дополнительное отверстие в томе для крепления его к большому барабану. Это помогает избежать дополнительных вибраций.
Конечно же, можно выделить ещё огромное количество витков в развитие ударной установке, но я попытался выделить в этой статье самые основные.
Подписывайтесь на мой канал! Впереди ещё будет много интересного!
Добавляйтесь! https://vk.com/georoddrumset
Педагог по ударным инструментам школы музыки GuitarDo Георгий Родионов.