Эта достопримечательность города Павловска находится недалеко от современного Павловского вокзала, но редкий турист обратит на нее внимание. А жаль, потому что необычная постройка может многое рассказать о том, как хранили продукты в "дохолодильниковую" эпоху.
Перед нами типовой погреб-ледник начала XX века. Он был построен для нужд буфета Павловского вокзала в 1901-1904 году архитекторами С.А. Бржозовским, С.И. Минаш, Н.С. Островским, которые возводили большую часть зданий Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога — это частная железная дорога, линии которой протянулись в северо-западной части Российской империи. Одна из железнодорожных веток вела из Петербурга в Павловск. Сегодня словосочетание «частная железная дорога» звучит странно, но в период активного строительства железных дорог Россия находилась в состоянии жестокого финансового кризиса после поражения в Крымской войны. Привлечение частного капитала было единственным шансом преодолеть транспортную неразвитость страны.
Подобные дедушки больших промышленных холодильников, строились не только на железных дорогах. Любой более или менее состоятельный дом оборудовался ледником во дворе.
В том случае если удавалось найти место с песчаным грунтом, где талая вода отводилась естественным образом, возводили ледник подземной конструкции, так называемый ледник Пецгольца. Пространство между двойными стенками прокладывалось торфом, снаружи постройка цементировалась и обмазывалась горячей смолой. Пол располагался под наклоном к центру для водостока.
В местах залегания грунтовых вод строили надземные сооружение по системе «Monier» с бетонным полом и двойными стенами с изоляционной прослойкой.
После постройки ледник заполнялся льдом (отсюда собственно и название), а на него укладывались продукты. Никаких СанПиНов при этом не соблюдали. В отчетах санитарных врачей за 1903 год отмечено, что провизия хранится на льду без посуды, а это является одной из причин инфекционных заболеваний, так как лед недостаточно чист.
Лед добывали только на Неве и Невках, его заготовка на Мойке, Фонтанке, других небольших речках и каналах запрещалась из-за сильной загрязненности воды.
О том, как это происходило, подробно рассказано в книге Д.А. Засосова и В.И Пызина «Из жизни Петербурга1890-1910 годов». Заготовка льда производилась ранней весной специальными артелями. Сначала продольными пилами с гирями под водой нарезались очень длинные полоски льда шириной примерно полтора метра. Затем такая полоса поперек делилась на 70-сантиметровые куски, которые назывались «кабанами».
«Чтобы вытащить «кабан» из воды, лошадь с санями пятили к майне. Дровни с удлиненными задними копыльями спускались в воду и подводились под «кабан». Лошади вытаскивали сани с «кабаном», зацепленным за задние копылья».
Д.А. Засосов и В.И Пызин «Из жизни Петербурга1890-1910 годов»
Добыча и доставка льда была достаточно прибыльной отраслью, но опасной: можно было и лошадь утопить, и самому расстаться с жизнью.
Не меньшему риску подвергались артели, которые заполняли «кабанами» ледники. Для того, чтобы льда хватило на круглый год, глыбы нужно было грамотно уложить внутри. Часть артельщиков опускалась вниз, вторая – опускала тяжелые куски на веревках. Если работающие наверху неудачно закрепляли глыбу, и она срывалась, без травм не обходилось.