Некоторым людям гораздо проще быть в отношениях, если есть кого и что спасать. Спасать супруга от алкогольной зависимости, спасать отца от скучной жизни, спасать бесконечно разрушающиеся отношения и т.д.
Некоторым людям в горе быть гораздо легче, чем в радости. А легче, потому что привычнее.
Такая фигура спасателя формируется с детства. Ребёнок может выступать спасателем родительских отношений, выбирая для себя определённые стратегии поведения. Затем этот привычный опыт переносится во взрослую жизнь.
Спасателем быть выгодно. Таким образом человек подписывает извне свою значимость, нужность, уникальность, самооценку, одобрительное отношение со стороны окружающих. Но эта подпитка лишь внешняя и, когда становится нечего спасать - отношения рушатся.
Внутри таких людей дыра - нет внутренней значимости, любви к себе, заботы. Поэтому выбирается путь наименьшего сопротивления и поиск всего этого извне.
Это замкнутый круг. Внешняя подпитка не долговечна. В итоге, она требуется снова и снова.
В культуре нашего общества гвоздями вбито, что самопожертвование и спасение в ущерб себе - это хорошо и правильно: бог терпел и нам велел; служа человечеству приближаются к божеству; самопожертвование - это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям, принести себя в жертву. И таких поговорок, цитат, афоризмов множество.
Самопожертвование может одобряться не только в семье, но и в рамках целой культуры. Однако за ним, как в спасительной жертвенности много вторичных выгод и хитростей бессознательного.
Привычка страдать
1 минута
4 прочтения
29 июля 2019