Найти тему
Выбираю верить

"Токсичные родители" - душевредная книга?

В одной из прошлых статей я рекомендовала книгу Сьюзен Форвард "Токсичные родители". Для многих она стала настоящим спасательным кругом. Но не все читатели готовы воспринять то, что в ней написано. В частности, верующих людей может насторожить или даже оттолкнуть ее "антихристианская" направленность.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

И действительно. Автор напрямую заявляет о том, что Библейская директива "Чти отца твоего и матерь твою" может разрушить твою жизнь. Более того, она отметает базовую христианскую ценность - прощение, и по отношению к кому! К тем людям, которых заповедь требует чтить... Впору закрыть книгу и перекреститься. И продолжить уговаривать себя - это я такая великая грешница, обижаюсь на самого родного человека, а мама почти святая. (Буквально сегодня читала комментарий под статьей о сложностях в отношениях с родителями - "Мама должна быть для тебя как икона!"). Ну, положим, не совсем святая. У всех свои недостатки. Но надо прощать.

На какое-то время ты убаюкаешь сама себя. Но чем дальше, тем труднее будет жить с этим.

И тогда ты снова протянешь руку к книге, заброшенной в дальний угол или затерянной среди десятков закладок.

И задумаешься. А вдруг в книге написана правда, а противоречие с твоей верой - мнимое?

Да, Бога мы называем Отцом. Но это не значит, что отец или мать должны восприниматься как Его наместники. Взрослый человек держит ответ только перед Богом, если он верующий, и перед своей совестью. А послушание родителям после совершеннолетия - не добродетель, а признак незрелости, которую токсичные люди стремятся всячески подпитывать в своих детях.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Кстати, Отец из притчи о блудном сыне - образец абсолютно нетоксичного родителя. Он позволяет сыну самому пройти свой путь и набить шишек, а когда тот возвращается - не попрекает за совершённые ошибки, а принимает с радостью.

Возвращение блудного сына. Фрагмент картины Рембрандта
Возвращение блудного сына. Фрагмент картины Рембрандта

Чти отца и мать, но не сотвори себе кумира

Действительно ли пятая заповедь сакрализует родительские фигуры? Я не библеист и не богослов, но мне кажется, здесь речь в первую очередь о том, что нельзя оставлять стариков на произвол судьбы. Пенсий в те времена не было, и физическое выживание пожилых, не способных трудиться людей напрямую зависело от того, будут ли подросшие дети заботиться о них. Отсюда и логическое продолжение - чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле. Это, по сути, частный случай того, о чем позднее скажет Господь в Новом Завете - поступай с другими так, как хочешь, чтобы люди поступали с тобой. Это не значит, что в наши времена заповедь утратила силу, но она - не зелёный свет для произвола родителей-божков (есть ведь ещё и вторая заповедь - не сотвори себе кумира...). И отнюдь не подразумевает, что на все плохое, что с тобой сделали отец и мать, нужно закрыть глаза, оставив в душе место исключительно для благодарности и прощения. Это было бы прекрасно, но не выйдет все равно. И нечасто, но случается и так, что любое общение с родителями разрушительно, и чтобы защитить свою целостность, придется разорвать с ними все отношения.

Не забудем, не простим...

Действительно ли утверждение о том, что родителей прощать не обязательно, несовместимо с учением Христа? Для Сьюзен Форвард простить значит, во-первых - отказаться от мести, во-вторых - внимание! снять с обидчика ответственность за то, что он с тобой сделал. Отказ от мести автор книги считает однозначно полезным шагом - полезным, в первую очередь, для самого потерпевшего.

А вот снимать с родителей ответственность за побои, тотальный контроль, оскорбления и некоторые уж совсем чудовищные вещи вроде инцеста - значит разрушать себя.

Но ведь разве этого требует от нас Евангелие? Нигде не утверждается, что ученики Христа должны притворяться, что ничего не произошло. Про совсем уж бессовестного обидчика, который не желает признать свою вину, сказано даже "да будет он тебе как мытарь и язычник".

Злословящий отца и мать смертию да умрет...

Эти слова из Ветхого Завета повторяет и Христос. Но, во-первых, назвать вещи своими именами - не есть злословие. Во-вторых, сказано это в определенном контексте. Христос обличает людей, которые, прикрываясь благочестивыми отмазками ("преданием старцев"), не помогают родителям материально (не потому, что слишком бедны и не могут прокормить свою семью, а именно из жадности). Они делают вид, что соблюдают Закон, и Христос напоминает им жёсткие слова из Закона же, которые должны их отрезвить.

Я убеждена, что мнимое противоречие Евангелию в книге Сьюзен Форвард - от путаницы в терминах. Поэтому не стоит смущаться. Прочтите ее до конца и сделайте свои выводы.

Статья была полезна для вас? Ставьте лайк!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц