Найти тему

Пародия в кино и литературе

Жанр пародии известен многим. Был он в СССР, например, пародии Хазанова, и в России – пародии от Максима Галкина и прочих «коллег по цеху». Но, я сейчас не об этом. Пародии в кино тоже довольно известны. Взять, например, дилогию «Горячие головы», пародирующую, соответственно, «Top Gun» и «Rambo: First Blood, Part Two». В фильмах очень хорошо «прошлись» по клише и штампам, используемым в фильмах такого типа – прекрасный пилот Топпер Харли творит в воздухе и на земле полный беспредел, летая так, что нарушает все законы физики, логики и здравого смысла, а во второй части ещё и показывает себя, как очень сильный боец, издеваясь над Джоном Рэмбо и Джоном Матриксом… Для своего времени, дилогия «Горячие головы» была очень хороша.

"Горячие головы"
"Горячие головы"
"Горячие головы -2"
"Горячие головы -2"

Но, это всё кино. А как же обстоят дела в литературе? Тут всё гораздо более заморочено, но и более интересно…Разумеется, как у кино, так и у литературы есть свои законы. Есть и свои клише и штампы. Но «пройтись» по ним зачастую намного сложнее, чем в кино. Дело в том, что литература – это всегда продукт «не для всех», и если просто написать книгу, которая будет пародировать клише и штампы, например, той же «космической оперы», то… зачастую её будет весьма неприятно читать. У меня был такой личный опыт, когда, будучи ещё школьником, я взял в библиотеке книгу «Продавец приключений» Георгия Садовникова. Книга была написана в 1970-м году. То есть, это то время, когда были написаны, как более серьёзные вещи, так и другая, детская литература. Мне эта книга попадалась где-то в 80-х годах. К тому времени я успел познакомиться с книгами Кира Булычёва про «девочку с Земли». Итак, и книги про Алису Селезнёву, и «Продавец приключений» относятся к детской литературе. Только вот, при чтении последнего… были очень неприятные ощущения. В частности, ни в одной из книг про Алису не нарушаются фундаментальные законы физики – в космосе есть вакуум, корабли и скафандры герметичны, описано (пусть и вскользь) гиперпространство, и тому подобные вещи. Есть даже планеты, на которых нет атмосферы, или планеты с атмосферой, непригодной для дыхания! Описаны планеты с гравитацией, которая отличается от земной! В «Продавце приключений» ничего этого нет. Герои умудряются дышать в космосе, путешествуя по нему без какой-либо защиты от вакуума, чуть ли не верхом на ракете, приключения больше похожи на сон наркомана, а сюжет… Его там просто нет.

Разве может под такой обложкой быть что-то качественное?
Разве может под такой обложкой быть что-то качественное?
На героях "Путешествия Алисы" космические комбинезоны, а может даже и скафандры...
На героях "Путешествия Алисы" космические комбинезоны, а может даже и скафандры...

При этом книга подаётся, не как пародия, а с вполне себе серьёзным видом. При этом, я затрудняюсь даже предположить, для какого возраста она написана. Я учился на тот момент в пятом классе (сразу после третьего – у нас такая «реформа» была, что через класс «перепрыгнули»). И даже для тогда «Продавец приключений» казался мне бредом. «Девочку с Земли» и «Миллион приключений» я прочитал гораздо раньше…

Так как можно написать грамотную пародию на космическую оперу, да ещё и так, чтобы её в самом деле было приятно читать? Есть ли удачные примеры? Внезапно – да. Встречайте – книга Ольги Громыко и Андрея Уланова «Космобиолухи».

Обложка. Дэн, Роджер, Тэд и лиса...
Обложка. Дэн, Роджер, Тэд и лиса...

Этот роман является настоящей жемчужиной в мире космооперы. Мало того, что это книга со своим, хорошо и грамотно прописанным миром, с персонажами, чья мотивация понятна, с решениями, не противоречащим законам физики и логики – так ещё и весьма качественная пародия на разного рода клише и штампы, которые есть в жанре.

Главные герои (хотя это уже из второй книги)
Главные герои (хотя это уже из второй книги)

Итак, о чём же этот роман? Завязка такова: двое старинных друзей (сержант космических десантных войск в отставке и квалифицированный терапевт-диагност) обсуждали теоретическую возможность купить корабль и заняться доставкой грузов. Несмотря на то, что Станислав Федотович (десантник) от этого отказывался всеми руками и ногами, он всё же стал кораблевладельцем и взял заказ на доставку группы микробиологов на одну планету, под кодовым названием «Степянка». Заказ очень простой – довезти учёных, помочь им развернуть базу, дождаться окончания их работ и привезти назад. Ничего сложного. Новоиспечённый капитан собрал экипаж (та ещё «сборная солянка») и отправился выполнять заказ. А в это время, космический пират-неофит, по имени Роджер Сакаи оказывается в очень сложной жизненной ситуации. Его здорово «прокинули» с наводкой на корабль, перевозящий «ценный груз». Нет, груз, в самом деле оказался весьма ценным, но и весьма специфичным – «бирюзовые клуши», продать которых кому-то было весьма и весьма затруднительно. Так что, когда Роджеру предложили координаты планеты, на которой якобы находится одна ремонтная база, которую все ищут уже около тридцати лет, он соглашается… А дальше… дальше, перефразируя один старый советский мультфильм, «произойдут погони, драки, перестрелки – из-за старой ремонтной базы…». Книга ценна тем, что она написана очень и очень грамотно – нет никаких глупых сюжетных ходов, притянутых за уши, нет никаких сюжетных ляпов и прочего… Даже то, что по сюжету является гэгами (вроде откровенной пародии на речь «типичного еврея») имеет свой логичный обоснуй. И, кстати, тоже является очень хорошей отсылкой к другим произведениям жанра. Кстати, об отсылках – для начитанного человека эта книга просто настоящий кладезь. Здесь есть и отсылки к «Аватару» Джеймса Кэмерона, причём не глупые отсылки в духе «Камеди Клаба», а вполне себе грамотно написанные шутки про «анобтаниум» и электробури. Хватает и отсылок к знаменитым «Мечтают ли андроиды об электрических овцах», но без фирменного «наркоманского» стиля Филипа Дика.

Стоит ли читать цикл «Космоолухи», который включает в себя на данный момент уже девять книг? Если Вы любите хорошую качественную фантастику, если нравится хороший качественный юмор – то, определённо, стоит. Герои, мотивация которых понятна, технологии, которые весьма хорошо прописаны, интересный мир – всё это там есть.