Наверняка вы видели такие тексты в интернете — картинку со словами, буквы в которых переставлены местами и смысл которых вы по-прежнему можете понять.
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.
С одной стороны, это похоже на правду. Однако научное объяснение, которое стоит за этим, куда сложнее.
Утверждение, которое стоит за этой картинкой, основывается на том, что человеческий мозг может воспринимать смысл слова целиком, независимо от порядка букв — главное, чтобы первая и последняя были на месте. Якобы об этом писали ученые из Кембриджского университета.
Но это не совсем правда, во всяком случае только часть правды. У наблюдаемого явления есть свое название: тайпогликемия. Оно существует благодаря тому, что наш мозг опирается не только на то, что мы видим, но еще и на то, что мы ожидаем увидеть.
В 2011 году ученые из Университета Глазго обнаружили, что, когда объект затемнен или размыт для зрения, человеческий мозг способен достроить его детали и заполнить лакуны при помощи ранее увиденных образцов. Текст — это только часть истории.
Первые исследования на эту тему провел Грэхэм Роулинсон из Ноттингемского университета еще в 1976 году. Он провел 16 экспериментов и убедился в том, что люди могут читать слова с перепутанными буквами, однако у этого есть множество нюансов. Например, человек куда проще воспринимает короткие слова и не может сразу понять слово, если перепутаны не соседние буквы, а расположенные друг от друга на расстоянии (сравните: «прболема» и «перболма»). Также гораздо лучше люди воспринимают слова в контексте (сравните: «прбоелму» и «эут прбоелму лгеко ршеить»). Если целиком поменять все буквы в слове, кроме первых и последних, то понять оригинальное слово станет совсем невозможно («побрмела»).
Вы можете сами попробовать поменять слова в предложении разными способами и показать их друзьям — насколько просто ваш текст будет легко прочесть? Так вы убедитесь в том, что когнитивные процессы, которые стоят за тем, как мы достраиваем образы и опознаем слова, намного сложнее, чем кажутся на первый взгляд.