В профессиональный праздник художников по свету 11 июля «Открытый Белгород» узнал, какую роль играет свет в театральном искусстве и в ремесле фотографа.
Автор Анна Амирханова
От концепта к репетициям
Когда речь заходит о театре, в голове сразу возникают имена актёров и режиссёров. Следом вспоминаем любимые пьесы и отдельные сцены, в самую последнюю очередь восстанавливаем в памяти детали – декорации и, может даже, костюмы. Но всего этого не было бы в нашей голове, если б не свет. Причём для профессионалов важно не просто его наличие на сцене, а скорее как важная составляющая качественного сценического произведения. За эту часть любого спектакля целый цех, во главе которого — художник по свету.
Есть такой специалист и в Белгородском государственном академическом театре имени М.С. Щепкина. Вместе с Юрием Резниковым над световым сопровождением спектакля работают ещё три человека. Пока Юрий сопровождает каждый спектакль за специальным пультом в рубке, отдельный человек отвечает за видеоряд на сцене. Ещё два специалиста управляют двумя верхними световыми пушками (прожекторами следящего света – прим. ОБ).
«Чтобы объяснить, на каком этапе к созданию спектакля присоединяется художник по свету, мне надо объяснить вам весь процесс создания спектакля», — начинает Юрий Резников.
Любая постановка начинается с общего собрания всех специалистов, задействованных в подготовке спектакля. Художник готовит макет декораций. Режиссёр определяет цветовую палитру спектакля с уточнением, всех основных световых точек.
Уже после читок в репетиционных залах актёры спускаются на сцену и продолжают отрабатывать спектакль с декорациями.
«На второй неделе репетиций на сцене прихожу я, — рассказывает Юрий. — Мы с режиссёром обсуждаем количество световых переходов, где и какой должен быть свет, должен ли по какому‑то движению или по какой‑то реплике он меняться. Режиссёр рассказывает, какой свет он хочет на какой сцене, а я записываю себе, какие будут световые переходы в сценах, как сцены идут по порядку – от начала спектакля и до конца».
Как только световая часть спектакля готова, её показывают режиссёру – в рамках отдельной репетиции со световым цехом.
«Мы расправляем весь свет, частично записываем в пульт блоки, которые соответствуют партитуре спектакля», — объясняет художник по свету. По его словам, пульт в рубке художника по свету — это целый компьютер со специальным программным обеспечением.
Когда все блоки занесены в компьютер, к репетиции со светом подключаются актёры. На этом этапе некоторые сцены могут измениться. С этого момента все репетиции проходят со светом и всеми эффектами и переходами – каждый день утром и вечером.
Иллюзия реальности
Более 500 фонарей, установленных на сцене, по словам художникам по свету, помогают режиссёру показывать, например, день и ночь, замки и маленькие квартиры. В разных случаях объём задействованной в спектакле аппаратуры может различаться.
«Благодаря цветным фильтрам мы можем сделать свет любого цвета», — объясняет Юрий. По его словам, некоторые фонари соединены по подгруппам, и художник из рубки управляет четырьмя сотнями фонарей.
В рубке стоит пульт и два экрана, на одном из них — показатели каждого фонаря: «Человеку со стороны сложно в этом сразу разобраться. Смотрите: если цифра зеленого цвета — фонарь затухает, если фиолетового — включается, а голубая цифра показывает фонари, которые остались светить с той же интенсивностью, с которой и светили».
Видеорядом на сцене управляют тоже из рубки, с обычного ноутбука.
Те самые прожекторы следящего света, которыми подсвечивают актёров, располагаются на балконах. В театре их называют «пушками». Напольное оборудование – дым- и снег-машины, а также штативы под фонари – в постоянном режиме хранятся в небольшом складе и покидают его только в случае, если они задействованы в спектакле. Они подключаются к сцене, а управляют ими из рубки.
За время существования театра сложились определенные традиции в осветительном цеху, появились штампы. Так, например, красный цвет ассоциируется у зрителя с тревогой, синий — используется, чтобы показать ночь или вечер. Можно с разных сторон направить свет разного цвета и сымитировать рассвет. Это, конечно, не будет выглядеть как настоящий рассвет, но, главное, это можно сделать.
«Вы смотрели „Гамлета“? — спрашивает Юрий Резников и продолжает, — Это мой любимый спектакль. В «Гамлете» всё действие происходит в заливном синем свете, в дыму, и всего в шести световых точках. Очень красиво, очень эффектно».
Свет в фотостудии
Не менее важную роль свет играет в работе фотографов. Сами они называют свои произведения рисунком света.
«Это пошло с тех пор, как появились первые способы получения фотографии, например амбротипия. Светочувствительный материал улавливал свет и получалось изображение», — объясняет фотограф Василий Кучма.
Свет помогает подчеркивать достоинства или скрывать недостатки человека.
«Мужчинам больше подходит резкий свет, потому что он подчеркивает морщины, шрамы на мужском лице. Для девушек подходит более мягкий свет, потому что девушки более внимательны к собственной внешности. Если у девушки молодая, идеально ровная кожа, то её можно осветить и резким светом», — рассказывает фотограф.
И при помощи мягкого, и при помощи резкого света можно скрыть дефекты человека в тени. Какие‑то участки лица можно осветлить, какие‑то затемнить, тем самым подчеркнув форму.
«Для некоторых кадров свет приходится ставить очень долго. В наших реалиях это крайне проблематично, потому что мы все куда‑то торопимся. Трата тридцати, сорока минут, полутора часов, иногда четырёх часов на то, чтобы фотограф выставлял свет, некоторым людям кажется неоправданной. Я сам ещё не проводил съемок, когда свет бы ставился несколько часов. Но полчаса я ставил свет, такое было», — делится Василий Кучма.
В Белгороде постановкой света для фотосъемки занимаются сами фотографы. Однако даже некоторые топовые российские и зарубежные фотографы могут себе позволить содержать команду осветителей. Пока они выставляют свет, фотограф работает над сюжетом съемки, общается с моделью. В подобном режиме работает, например, известный американский фотограф Энни Лейбовиц, известная фотографиями знаменитостей.
Искусственный и естественный
«Я из тех, кто любит больше искусственный свет, — рассказывает Василий Кучма. — Даже если я иду на улицу, то стараюсь захватить с собой вспышку, если есть такая возможность. Вспышка нужна, чтобы где‑то что‑то подсветить, чтобы не бояться солнца в зените. От яркого дневного света модель может начать щуриться. Я могу перебить солнце искусственным источником света, и поэтому мне уже всё равно».
При естественном освещении в облачную погоду мягкий рассеянный свет с неба может дать тёмные пятна под носом и подбородком модели, тень от надбровных дуг может скрыть глаза. Чтобы этого избежать, локацию следует изменить в пользу места вблизи здания или деревьев, которые могут дать тень. Тогда при наличии тени с одной стороны глаза модели уже будет видно.
Следует также быть внимательными при съемке детей в условиях искусственного освещения. Дети — непоседы, их нельзя заставить сидеть неподвижно, поэтому направить на них источник света бывает сложно.
«Ребенок всегда двигается, и поэтому его надо увлечь чем‑то. Фотографировать детей лучше в процессе игры, когда ребенок является самим собой. Не надо командовать им, а уж тем более что‑то приказывать ему, — отмечает фотограф. — Положение спасает естественный свет. Нужно просто ориентировать ребенка к нему».
Солнце — это очень яркий, очень сильный источник света. Чтобы осветить тень от дневного солнца, недостаточно вспышки фотоаппарата, и накамерной вспышки тоже недостаточно. Тут поможет только мощное профессиональное оборудование.
По словам Василия Кучмы, абсолютный минимум для фотостудии — четыре вспышки и рефлектора. Пригодятся и насадки ко вспышкам – от них зависит цвет, направление, количество и качество светового потока.
Например, софтбокс (квадратная коробка, обтянутая спереди рассеивающей тканью) смягчает свет. Другие стороны коробки изнутри покрыты светоотражающим материалом. Насадка равномерно распределяет мягкий свет.
Октобокс — это тот же софтбокс, но уже восьмиугольный. Его размер может достигать двух метров. Октобоксы нужны для того, чтобы получить широкий равномерный поток мягкого света, которому легко задавать направление.
Стрипбокс — сильно вытянутый прямоугольник., который даёт узкий направленный поток мягкого света. Обычно стрипбокс используется, когда нужно снять модель в полный рост