Здравствуйте, уважаемые читатели. Продолжая тему транспортировки гром-камня я вновь и вновь убеждалась, что лучшим източником информации является книга Марина Карбури. Наконец-то у меня дошли руки до перевода главы III
"О составе машины, которая служила для перевозки Скалы."
Перевод, конечно, выполнен при помощи гугл-переводчика. Постаралась привести машинный текст в божеский вид и для понятности его дополнила своими словами: то, что указано в скобочках). Итак, внимайте :о)))
Изпользование обычных роликов или цилиндров в машинах, предназначенных для тяжелых грузов, в том, что я проектировал, казалось мне неосуществимым. *1Потому что, когда вес огромен, площадь касания их поверхности вызывает очень большое трение; * 2. Потому что мы могли делать эти ролики только из металла. Достаточно ощущается, что если бы они были сделаны из дерева, (твёрдостью) самого твердого железа, они были бы раздавлены и разломаны на куски под такой нагрузкой, как эта Скала. Я бы добавил, что если бы они были сделаны из металла, большой диаметр, который мы были бы вынуждены придать им, чтобы они могли легко катиться под этим грузом, сделал бы их выполнение сложным; и я снова замечу, что было бы невозможно заставить эти ролики всегда сохранять их параллельность, потому что не все они испытывали бы сильнейшее давление посередине своей длины, (по этой причине) они изменили бы направление (своего движения) во время действия машины.
Если бы кто-то попытался удержать эти ролики в параллельном положении, включив их в в полые экспресс-шпалы, то они сломали бы шпалы. Поэтому я устремился к тому, чтобы дать телам, которыми я хотел заменить ролики, форму, которая облегчает движение, не подвергаясь этим неудобствам
Эти преимущества показали мне сферические тела, закреплённые между двумя параллелями. Более того, я заметил, что они имели гораздо меньший вес, чем ролики, что их движение было гораздо более быстрым, а их трение было гораздо менее значительным, так как, помещаясь на поверхности, они касаются только точек; в то время как ролики имеют очень длинные линии (касания), и я счел, что они могут быть с лёгкостью сформированы и изготовлены из наиболее подходящего материала.
Вот как я вёл своё дело из этих общих размышлений.
Чтобы обезпечить успех машины, я сделал модель, как я её понимал (представлял): она имела десятую часть размера, который должна была иметь машина. Я приведу здесь размеры машины, как она была изпользована для транспортировки Скалы. Нижняя часть машины состояла из изолированных балок (брусьев, шпал): каждая из них имела длину 33 фута (примерно 10 метров - 10.06 м), была 14 дюймов в ширину (35,6 см) и 12 - в высоту (30,5 см). Мы видим, что на первой пластине, на fig.1 и fig.2 они изображены с торца и обозначены буквами ААА. Они имели полую поверхность в виде жёлоба, чтобы возпринять металлическую полку (латунный жёлоб) толщиной в два дюйма (5,1 см), которая состояла из шести частей. Мы видим разрез (металлической полки) на fig.3; они (желоба) также представлены на второй пластине, fig.1 АА. Они уменьшались по бокам, потому что только дно (их) должно возпринимать силу давления (от нагрузки). Я, как мы видим, дал сторонам этого металлического вкладыша (слайда, жёлоба) выпуклую форму, чтобы уменьшить трение, которое изпытывал бы шар при качении. Я также придал им (выпуклостям) диаметр шаров, по моим наблюдениям они всегда переносят их (шары) на дно желоба, и что они (лишь) случайно касались их, когда машина двигалась.
Верхняя часть машины состояла из двух балок (брусьев), похожих на те, которые я только что описал для формы, но их пропорции были разными: каждый из них имел длину 42 фута (12.8 м), ширину 18 дюймов (46 см) и высоту 16 дюймов (41 см). Мы видим, что они представлены на первой пластине на fig. 1 и 2 буквами С. К последним присоединены (перпендикулярно) четыре 14-футовыу (4.27 м) 12-дюймовые (30х30 см) деревянные перемычки , показанные, как В, на fig.4, и как D, на fig.2. Эти шпалы (представленные на fig.1 буквой Е) имели меньшую толщину, чем брусья, обозначенные C, так, что между ними и Камнем было место; потому что, если бы он опирался на них, он их сломал бы. На обоих концах этих шпал fig.4, В, я установил два болта, dd, привинченные к их концам: их размеры и крепёжная полоса Р также показаны на fig.6.
Пластина 1
Крепёжная полоса вводится (в брус) посередине стыка на торце, как на fig.7, и фиксируется двумя штырями (fig.4, ОО), на fjg.8 мы видим часть сломанного креста (места соединения друг с другом перемычки и балки) и пересекающий штырь О.
Детали, обозначенные буквами К на fig.2 , точно также, как железные круги (шайбы) использованы для того, чтобы защитить древесину, чтобы штифты не заставляли её трескаться и откалываться.
Между этими четырьмя связями (перемычками) я поместил три другие (связи) из железа одинаковой длины диаметром 2 дюйма (5 см) - два изображения fig.5. На концах у них, как у деревянных (перемычек) были болты Х диаметром дюйм (2.5 см). Все эти болты проходили через дерево (балок): буквы a и b ( на fig. 10 первой пластины).
Поскольку давление должно было быть очень большим, между каждым крестом (местом соединения перемычек и балок) я поместил болты, fig.9. Все эти болты, а также болты галстуков проходили сквозь накладки fig. 9, FFF,толщиной в один дюйм и шириной в четыре дюйма. Их когти, NN, держат медные (латунные) слайды (желоба) в вырезах, сделанных в балках, чтобы принять эти слайды, fig. 2, nn, Y, ibidem, представляет крючки, в которые мы вдеваем канаты, чтобы тащить раму (немного недопоняла). SS являются (другими) крючками, которые служат для силового объединения (вытаскивания) нижних балок концами друг с другом.
Эти крючки, которые (здесь) видны спереди, представлены в профиле, на пятой пластине, fig.1, и входят в кольца, места (которых находятся) на противоположном конце (другой) балки, как видно из буквы C. Этими средствами (достигалось то, что) эти балки не могли быть разбиты шарами, когда Камень находился в движении. Все эти детали, собранные и стянутые болтами, которые видны в конце фигур восьмой и девятой, первой пластины и их стеллажей, образуют раму, которую мы видим на второй пластине: fig. 1 вид со стороны медных желобов и fig. 2 вид со стороны Камня.
Пластина 2
Я разместил свободные (одиночные нижние) балки, подготовленные таким образом, вид спереди на первой пластине, fig.1, AA, и fig.2, А. Я бросил в их желоба пятнадцать шаров, B; Затем я поместил (верхнюю) раму так, чтобы её желоба находились на своих шарах. Эти же балки представлены профилем на пятой пластине, fig.1, DD. Я разместил на этом кадре (верхней раме) моей модели вес в три тысячи фунтов, который имел с этой моделью то же соотношение, что и Скала с машиной, выполненной в большом размере, и я с удовлетворением увидел, что, потянув только наименьшим усилием пальца, заставил её двигаться на горизонтальной плоскости с максимальной лёгкостью.
Я отнес эту модель к месье Бецкому, он внимательно рассмотрел её и затем убедился в возможности транспортировки Скалы. Я надеялся, что вид этой модели окажет такое же воздействие на других людей, которые придерживались противоположного мнения, и что, по крайней мере, люди искусства вернутся ко мне с извинениями: я обманулся; признаюсь, я не знал, чего стоило полу-саванцам (возможно, здесь указание на степняков – полукочевников) признать действительным всё, что они считали невозможным. Поэтому я отринул все возражения, некоторые хорошо обоснованные, другие, продиктованные завистью, а некоторые, наименее громкие, были даже абсурдны и не раздражали. Я поставил себя выше этих тщеславных криков; и, получив заказ, в соответствии с проверкой моей модели и с объяснениями, которые я дал, чтобы начать предприятие, я приступил к работе, как я объясню (далее).
***
Пластина 5
Какие мысли возникают? :о)
Предыдущие статьи о гром-камне (ссылки)
(картинки смотрите в книге Карбури М)