«Тихий Дон» — одно из культовых литературных произведений 20 века. Его художественная ценность не может быть подвергнута никаким сомнениям, а вот авторство — запросто. Поэтому мы сначала немного расскажем об истории создания романа, а затем объясним — почему мы вспомнили Айвазовского.
История
Идея романа зародилась у Шолохова в 1925 году, а уже в 1928 году были опубликованы первые части, имевшие большой успех. Михаилу Александровичу на тот момент было всего 23 года, и у некоторых скептически настроенных критиков возник вполне резонный вопрос: как столь юный автор мог замахнуться на такое фундаментальное творение?
Обвинения в плагиате стали быстро распространяться в среде читающих и читаемых. Дело дошло до того, что авторство романа приписали белогвардейцу Фёдору Крюкову, а Шолохов, дескать, просто присвоил его черновики.
Быть может, записи Крюкова действительно легли в основу «Тихого Дона». Наверняка мы этого не знаем. Но знаем вот что: к моменту публикации первых частей Шолохов был не просто безымянным писателем, но автором «Донских рассказов», подтверждающих его талант и мастерство литератора. И это даёт нам основание верить в то, что и в 23 года Михаил Александрович обладал всеми творческими ресурсами, необходимыми для начала работы над эпопеей.
«Гнев морей» в прозе
На картине Айвазовского изображена лодка, попавшая в шторм. Нетрудно представить в качестве пассажиров героев «Тихого Дона», угодивших в бушующий круговорот истории. Но шторм разыгрывается не только в России, которую терзают сначала предчувствие чего-то недоброго, затем Первая мировая, а под конец — Гражданская война. Штормовое настроение передаётся и самим героям, начиная разрывать их изнутри.
Григорий Мелихов выплёскивает наружу коктейль из героизма, великодушия и скверного характера. Но бушующее море истории даже не замечает этого, «награждая» героя лишь полной растерянностью и разладом с самим собой.
Аксинья, похоже, хочет на всю катушку насладиться последними мгновениями перед тем, как лодка пойдёт ко дну. Отключив голову, она бросается любить Григория.
Наталья же из тех пассажиров, что в минуту опасности закрывают глаза и затыкают уши. Она предпочитает полностью довериться судьбе и уж лучше утонуть, чем попытаться прыгнуть в неизвестность с лодки, давшей течь.
Но, как и на картине Айвазовского, лодка ещё держится на волнах. Гребцы работают вёслами, кто-то тычет рукой в сторону берега, жизнь продолжается. Отыскать правду, которая устроила бы всех, не удастся. Грохот волн и раскаты грома выворачивают людей наизнанку, а лунный свет, пробивающийся сквозь облака — это и есть тот самый тихий Дон, надежда на будущее, возможность усмирить всё вырвавшееся наружу и аккуратно сложить обратно в коробку с надписью «Нормальная жизнь».
Если материал показался вам интересным, то не забудьте нажать ПАЛЕЦ ВВЕРХ и подписаться на канал «Призрачная редакция» — этим вы очень поспособствуете нашему развитию!
Успехов!