Китай – страна не христианская, однако христианство там распространялось и в Средние века, и в Новое время. В последнем случае вера в Христа в китайской версии приняла чудовищные формы, не имевшие ничего общего с христианством, зато имевшие много общего с психопатологическими, антисистемными еретическими движениями. Впрочем, движения, крайне напоминающие хилиастические, в Китае возникали с глубокой древности, и до XIX века - безо всякой связи с христианством. Почти всегда им предшествовали природные катаклизмы и голод, разрушительные войны, а также периоды наиболее жестоких правлений.
Одним из движений такого типа было восстание Желтых повязок (184-204), организованное сектой Тайпиндао (Путь Великого Равновесия, или Мира-Благоденствия). Секта предсказывала новое явление Лао-цзы, великого мыслителя и основоположника даосизма, в качестве мессии. Руководили восстания, братья Чжан Цзяо, Чжан Бао и Чжан Лян призывали к свержению династии Хань и к установлению так называемого «Желтого неба великого благоденствия», основанного на принципах равенства. В движении участвовало более 2 миллионов человек, и Китай заливался кровью в течение 20 лет. В конце концов правительственные войска подавили восстание; миллионы людей погибли, а население Китая в буквальном смысле одичало, страна была полностью обескровлена и в конце концов распалась на враждующие части.
Однако термин «тайпин» (Великое Благоденствие) почти через 1700 лет возродился и навсегда остался в мировой истории как символ одной из самых страшных катастроф в истории человечества. И он парадоксальным образом связан с распространением христианства в Китае.
Начиная с VII века, когда в Китай впервые прибыли христианские миссионеры (это были несториане со Среднего Востока – из Персии или Мавераннахра), христиане не оставляли попыток обратить китайцев в свою веру. На протяжении многих веков эти попытки были мало результативными (в VII-XIII веках в Северном Китае существовали небольшие христианские общины, но с течением времени они исчезли). Но в 40-е годы XIX века христианский прозелитизм начал неожиданно приносить плоды: китайцы южной провинции Гуандун, чаще всего общавшиеся с европейцами (там расположены Гонконг и Макао), мяо и чжуаны (южнокитайские народности провинции Гуанси) начали обращаться в веру Христа. Правда, христианство в их понимании сильно отличалось от всего, что знала прародина этой религии – Ближний Восток и Европа: учение Христа наложилось на даосские и местные языческие воззрения.
Один из обращенных, сельский учитель Хун Сюцюань из уезда Гуйпин в провинции Гуанси, организовал тайное «Общество поклонения Небесному Владыке» (Байшандихуэй), под которым подразумевался Иисус Христос. Общество сформулировало идею построения Царства Божьего на Земле, основанное на принципах равенства и братства всех людей и народов планеты. Подпольщики готовились свергнуть маньчжурскую династию Цин и создать Тайпин Тяньго - «Небесное государство великого благоденствия». Общество, созданное Хун Сюцюанем, радикально отличалось от остальных тайных организаций и подпольных структур тем, что, в отличие от них, боровшихся за ликвидацию маньчжурского господства и восстановление национальной власти, ставило перед собой задачу построения рая не земле. Этим оно сродни не традиционным китайским тайным обществам, а европейским и ближневосточным милленаристам. Их практика в построении Царства Божьего на земле также оказалась очень близка к стилю и методам, присущим деятельности крайних религиозных сектантов Европы и Ближнего Востока.
В 1850 г., воспользовавшись ослаблением маньчжурской монархии после неудачной I-й Опиумной войны с Англией, последователи Хун Сюцюаня подняли восстание. Повстанцы составляли хорошо (по китайским меркам того времени) вооруженное, дисциплинированное, а главное – фанатично преданное идеям «учителя» войско. Восставшие продавали свое имущество, а на полученные деньги создавали «общественные кладовые», откуда им и их семьям выдавались продовольствие, одежда и все необходимое. Все население на занятых территориях организовывалось по военному принципу. Семьи упразднялись: мужчины и женщины жили в отдельных казармах, общение между ними не допускалось до полной победы тайпинов, как стали называть себя участники движения.
В 1851 г. тайпины овладели провинцией Гуанси, и Хун Сюцюань был провозглашен Тянь-ваном, т.е. «Небесным князем». Он остался духовным лидером движения, а главой революционного правительства стал Ян Сюцин, (Дун-ван, т.е. «Восточный князь»). Высокие титулы получили и другие лидеры тайпинов: Сяо Чаогуй стал Си-ваном («Западный князь»), Фэн Юньшань - Нань-ваном («Южный князь»), Вэй Чанхуэй - Бэй-ваном («Северный князь»), Ши Дакай - И-ваном («Князь-помощник»). Как видно, влияние христианства на организацию Тайпин Тяньго повлияло весьма мало, зато китайская традиция проявилась в ней в полной мере.
Движение тайпинов распространялось в Китае, как пожар. Этому способствовал запрет тайпинов на грабежи и насилия по отношению к мирным жителям, борьба с пьянством и наркоманией, азартными играми и проституцией. Социальная составляющая в самом начале движения была ясна: богатых в лучшем случае облагали суровыми налогами, а чаще – лишали имущества, которое делилось между бедняками.
В 1852 г. тайпины, разгромив несколько правительственных армий, вышли к великой реке Янцзы, по берегам которой расположены крупнейшие города Китая и живет большая часть населения страны. Численность тайпинской армии к тому времени превысила полмиллиона человек, появился у них и многочисленный флот. Крупнейшие города Китая – Ухань и Нанкин – были взяты штурмом. Последний стал столицей Тайпин Тяньго и был переименован в Тяньцзинь («Небесная столица»). Это был наивысший успех движения; после взятия Нанкина армия тайпинов составляла не менее миллиона бойцов.
«Небесное государство» тайпины строили в соответствии с «Земельной системой небесной династии», ставшей своего рода конституцией Тайпин Тяньго. Все его жители были уравнены в правах и обязанностях, все несли трудовую и воинскую повинности. Знать и все лица маньчжурской национальности без различия пола и возраста подлежали поголовному истреблению (в частности, после взятия Нанкина в городе были вырезаны все маньчжуры – более 20 тысяч человек). Традиционные китайские религии – конфуцианство, даосизм и буддизм – были запрещены, их храмы и монастыри уничтожались. Китаизированная версия христианства, объявленная единственной религией, оказалась гораздо менее терпимой к иноверцам, чем традиционные китайские верования.
Все население делилось на воинские единицы, состоявшие из 25 семей каждая. Вместо уездов тайпины разделили страну на армии, в которые входили примерно по 13000 семей. Командиры воинских частей были выборными. Употребление спиртных напитков, опиума и табака, а также азартные игры оказались под запретом. Тайпины декларировали отмену товарно-денежных отношений, но только в будущем, так как понимали необходимость торговли: для контроля над ней была учреждена должность «Небесного компрадора».
Как и во всех обществах, основанных на утопических принципах, верхушка тайпинов жила совсем не так, как ее подданные. «Небесный князь» Хун Сюцюань окружил себя роскошью и огромным гаремом (это при формальном равенстве мужчин и женщин, декларировавшемся тайпинами, а также запрете на брачные и вообще сексуальные отношения до полной победы!), не отставали от него и другие руководители движения.
В 1856 г. глава правительства Ян Сюцин попытался сместить «Небесного князя», и в Тайпин Тяньго полилась кровь. Хун Сюцюань при помощи «Северного князя» Вэй Чанхуэя организовал в Нанкине резню, в которой погибли Ян Сюцин, его родня - и до 30 тысяч сторонников. После этого «Небесный князь» сделал ставку на «Князя-помощника» Ши Дакая, который, в свою очередь, уничтожил Вэй Чанхуэя, как и положено – вместе с тысячами подлинных и мнимых сторонников. Затем «Князь-помощник», опасаясь того, что «Небесный князь» уничтожит и его (семья Ши Дакая уже была убита), со стотысячной армией ушел из Нанкина, порвав с Хун Сюцюанем. Тайпин Тяньго раскололось.
Деградация Тайпин Тяньго нарастала. Хун Сюцюань отошел от дел, впал в депрессию, постепенно перешедшую в слабоумие. Китайские крестьяне и горожане все более решительно вставали на защиту своих традиционных ценностей, попираемых тайпинами, и пополняли отряды ополченцев, взявшие на себя основную роль в подавлении тайпинов. Сыграла роль также роковая ошибка, допущенная тайпинами в отношении европейцев: они считали, что те, будучи христианами, окажут им помощь. Однако европейцы, с одной стороны, преследовали в Китае собственные, прежде всего коммерческие, цели, а с другой – китаизированный вариант христианства ими вовсе не воспринимался как нечто близкое. В условиях европейской агрессии против Китая (в 1856-1860 гг. Англия, Франция и США вели против Китая т.н. Вторую опиумную войну) симпатии тайпинов к «заморским дьяволам» воспринимались большинством китайцев как предательство.
Авторитет движения начал падать. Огромные повстанческие армии няньцзюней (факельщиков), появившиеся в Северном Китае в 1852 г. под руководством Чжан Лосина, не захотели присоединяться к жестокому и двуличному тайпинскому движению. «Факельщики» создали свое повстанческое «Великое Ханьское государство», т.е. приняли традиционное название, что символизировало, в отличие от тайпинов, приверженность китайским культурным ценностям. В свою очередь, тайпины не стали координировать свои действия с няньцзюнями, в результате чего их поход на Север Китая провалился. Не стали взаимодействовать с тайпинами и восставшие в 1862 г. мусульмане Китая – дунгане, уйгуры, казахи, киргизы и салары.
Правительственные армии наступали на всех фронтах. В 1864 г. после долгой осады и кровопролитного штурма пал Нанкин – столица тайпинов. Хун Сюцюань принял яд, назначив новым «Небесным князем» своего сына (это опять же к вопросу о демократичности и республиканизме движения), но тот вскоре попал в плен и погиб. Отдельные отряды тайпинов воевали еще четыре года, но шансов на победу у них уже не было.
Тайпинское восстание стало, возможно, самой страшной катастрофой в истории человечества. За 26 лет в его горниле погибло примерно 100 миллионов человек. Китай начал путь в пропасть: войны, восстания и революции в Поднебесной не утихали сто лет - до 1949 г., когда власть в измученной стране захватили коммунисты.
Показательно, что К.Маркс из своего европейского далека горячо приветствовал движение тайпинов: «…В Китае среди мятежного плебса появились люди, указывающие на бедность одних, на богатство других, требующие иного распределения имуществ, требующие полного уничтожения частной собственности. Этим они пугают добропорядочных европейцев, которые даже в Китае не могут спрятаться от этого пагубного учения - от социализма. Самая древняя и самая прочная империя идет к своему общественному перевороту. И когда все европейские реакционеры в предстоящем им близком бегстве в Азию добегут, наконец, и до Китайской стены, до врат, которые ведут к архиконсервативной твердыне, то, как знать, не прочтут ли они там надпись: Republique Chinoise - Liberte, Egalite, Fraternite (Республика Китай, Свобода, равенстово, братство) (Соч. т. 7, стр. 234)».
Движение тайпинов стоит особняком от прочих подобных явлений в Китае. Восстания и гражданские войны в этой стране не были редкостью, особенно часто китайцы восставали против «инородческих» династий – таких, как маньчжурская Цин, правившая с 1644 г. до 1912 г. Однако все подобные движения базировались на традиционных китайских ценностях, на конфуцианском или даосском (реже – буддистском) мировоззрениях. Тайпины же сконструировали на базе христианства совершенно новую идеологию, чуждую Китаю, да и от учения Христа отличавшуюся фундаментально. Это была странная идеология, отдающая массовым помешательством. Неудивительно, что последствия ее недолгого господства в Южном и Центральном Китае оказались несравненно более разрушительными, чем обычные восстания под социальными, национальными и традиционными религиозными лозунгами.
Позднейшие коммунистические авторы относились к тайпинам весьма благосклонно. Причина этого ясна: «национально-освободительная» направленность движения, уничтожение правящих классов и вообще богатых, а самое важное – психологическая близость тайпинов к коммунистам. Бескомпромиссная, жестокая до полного озверения борьба за рай на земле, параметры которого непонятны самим его адептам, полное отделение начальства, которому позволено все, от народных масс, удел которых – только бороться и страдать – эти основополагающие черты делали тайпинов настоящими предтечами коммунизма. Неудивительно, что в Китае, где движение тайпинов оставило глубокий след, появление воинствующего движения коммунистов (всего лишь через полвека после уничтожения тайпинов) сумело заручиться поддержкой огромного количества верных адептов.
Прошло полтора века после уничтожения страшного тайпинского движения, но его отголоски и в сейчас время от времени проявляются в Китае. Хотя в Китае у власти стоят коммунисты, в большой степени являющиеся духовными наследниками тайпинов, в подполье возникают оппозиционные течения, полностью идентичные первоначальному «Обществу поклонения Небесному Владыке», и так же использующие христианскую догматику, измененную до полной противоположности.
«Основанная в провинции Хэнань, в Китае в 1990 г., Восточная Молния (также известная как Церковь Господа Всемогущего или Церковь Царства Евангелия) является христианской сектой, где верят в конец света/апокалипсис. Восточная Молния считает, что мир идет к концу, и в то же время, их обязанностью является убить как можно больше демонов, насколько это возможно. В то время как большинство христиан разделяют чрезвычайно патриархальную точку зрения (как и их исламистские коллеги), и считают, что женщины уступают мужчинам, Восточная Молния верит, что Иисус Христос вернется на Землю в образе китаянки. Но при этом они вполне способны на насилие в отношении женщин. Например, мае 2014 г., члены секты избили до смерти 37-летнюю женщину по имени Ву Шуоян в Макдональдсе в провинции Чжаоюань, в Китае, когда она отказалась дать им свой номер телефона. Члены Восточной Молнии Чжан Лидонг и его дочь, Чжан Фан, были осуждены за убийство и казнены в феврале 2015 г. В своем интервью в 2014 г., будучи в тюрьме, Лидонг не выразил никакого раскаяния, когда он говорил о Шуоян: "Я бил ее изо всех сил. Она была демоном. Мы должны были уничтожить ее".
Другие акты насилия Восточной молнии варьировались от убийства студента гимназии в 2010 г. (которое было совершено в отместку, по мнению полиции, так как один из родственников ребенка хотел покинуть секту) до того, что член секты Мин Йончжун с ножом напал на пожилую женщину и группу школьников в Ченпэне в 2012 г. Христианистские группы не избежали фанатизма Восточной молнии: в 2002 г. члены секты похитили 34 члена христианистской группы под названием Китайское Братство Евангелия и держали их в плену в течение двух месяцев в надежде заставить их присоединиться к их секте. Хотя в основном они активны в Китае, Восточная Молния пытается расширить свое членство и в Гонконге» (Армия Бога: 6 современных христианских террористических групп, о которых Вы никогда не слышали, Muz4in.Net 08.04.2015).