Недавно я записалась на бесплатный акварельный марафон. Организаторы пообещали прислать каждому участнику видеоурок очень крутого мастера, а первые два дня разогревали публику информацией о материалах, создав чат. А так как ожидание кульминации немного затянулось, кто-то на просторах Интернета нашёл достойное видео обещанного мастера и выложил его в общую беседу. И вскоре народ начал делиться друг с другом своими работами, сделанными по видео, где мастер просто молча делает своё дело.
Глядя на эти результаты, я сначала далась диву: как можно так загрязнить цвет? Как можно попрать правила воздушной перспективы и отрисовать все детали настолько одинаково жёстко? Ведь смотрели же мастера...
Потом добрый преподаватель во мне возобладал и я стала искать слова, которыми можно было бы убедить новичка обратиться к разумному, доброму, вечному из области изобразительного искусства.
Вот эти слова
Если рисовать реальность, честно повторяя всё увиденное, выйдет ложь. Мозг нас обманывает! Поэтому чтобы выработать и усвоить принципы двухмерного изображения, человеку потребовались века! А что можно сделать не так, не зная этих принципов?
Теперь давайте пройдёмся по основным пунктам, буквально по трём китам.
Целое и детали
Наши глаза, останавливаясь на предметах по отдельности (а иначе как рисовать?), каждый раз смещают фокус на этот предмет. А взгляд, который должен передать образ, имеет только один акцент, один смысловой центр! Чаще всего он где-то рядом с геометрическим центром, но не совпадает с ним, чтобы у изображения создалась динамика. То есть наибольшие контрасты и детализация должны быть сосредоточены там, в этом центре. И если у вас на дальнем плане стоит вазочка, то активных бликов и узорчиков на ней быть не должно! Не видим мы так. Правда, если рассматривать всё по очереди, то вроде бы видим. Но нет. Вглядитесь, например, в глаза любимого человека. В этот момент что-то из предметов, расположенных рядом, имеет такое же значение? Конечно нет.
Цвет
Вдохновению придают слишком большое значение. Если в живописи идти по пути исключительно творческого поиска, то редкий успех будет носить случайный характер.
Поэтому необходимо узнать азбуку цветоведения – цветовой круг Иттена, а потом уже экспериментировать с цветом.
Перед работой обязательно нужно делать пробы цветовых смесей (в маленьком эскизе), чтобы поправить неточности на промежуточном этапе. Так вам не придётся лишний раз страдать и пытаться исправить готовую работу. Как всем известно, акварель правок не любит.
И не стоит искать цвет точь-в-точь такой, каким вы его видите, это совершенно непосильная задача, особенно на первых порах. Просто решите, какие чистые оттенки присутствуют в вашей композиции, а потом из них смешивайте более спокойные, серые. Например, если вы рисуете купание красного коня, то серый фон уместно намешать тоже из красного с дополнительным ему зелёным.
Сходство
О, это сходство! Ведь зритель чаще всего тоже дилетант! Он скажет, что не похоже, и неуверенный в себе автор провалится от стыда под землю. А признает существенную похожесть, и можно сиять во славе.
Отсюда желание пересчитать окошки в каждом здании или срисовать все зубы с фотографии модели. И получается вместо общей формы плоский узор из деталей, что имеет мало общего с тем, как мы видим реальность. Что же делать? Рисовать в первую очередь большие формы и анализировать, как они врезаются друг в друга и как на них распределяется тень. Ведь всё вокруг состоит из шаров, кубов, цилиндров и тому подобного.
Вывод
Стремление рисовать реальность сразу "как есть" напоминает мне желание вытащить из большой стопки тарелок обязательно самую нижнюю. Возможно, тарелка окажется у вас в руках целой, но всё, что стояло выше, разобьётся. Словом, вместо живописной работы может выйти скучное и затёртое подобие фотографии.
Не надо так.
Конечно, этот текст не претендует на высокую методическую ценность: прочитал и начал рисовать как Рембрандт! Нет. Это мотиватор погрузиться в тему для тех, кто считает, что для обучения рисованию достаточно подсмотреть, как это делает мастер.
Ваша К. С.
А для замотивированных даю ссылку на статью о цветовом круге: Ноты художника