Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Ирина Нимерницкая
Цифровое образование — понятие достаточно широкое, тут и смешанное обучение, и платформы управления образованием (например, LMS «Вышки»), и образовательные дистанционные платформы с набором всевозможных курсов типа Coursera. В основном под цифровым образованием понимается дистанционный формат с доступом через Сеть, об этом и будем говорить.
Что учителя думают о цифровизации? Как всякий новый инструмент, цифра — это и риск, и возможность, каждый видит в ней свое, относится по-разному, кто-то радуется новому, кто-то опасается. Но вопросы не к самому инструменту, а к его пользователю, топором не только дрова колоть можно, вспомним студента Раскольникова. Поэтому — что о ней думать, ее грамотно использовать надо.
Сложности
- Первая сложность, всеобщая (как практик, обучавшийся на ряде дистанционных платформ, и как разработчик своего курса говорю) — неготовность к работе в таком режиме. Этот формат очень строг к участникам процесса, требует ответственности с обеих сторон: особой точности от учителя и мотивации и аккуратности от ученика. Любая ошибка, нечеткость, недоработка, как со стороны учителя (автора), так и ученика резко снижает эффективность образовательного процесса, так как падает понимание и усвоение материала, изложенного в цифровом и особенно дистанционном формате, а обратная связь не так легко реализуется, как в очном. Школьнику важно получить ответ на свой вопрос «здесь и сейчас», иначе ответ будет или не нужен, или уже не важен.
- Сложность вторая, отечественная. В наших реалиях иногда цифровой сервис, не всегда лучший, становится обязательным для учителя; так учитель лишается выбора. Знаю организации, где преподаватель обязан вести дистанционный курс на конкретной образовательной платформе. Не всем участникам образовательного процесса (как учителям, так и ученикам, и их родителям) она кажется оптимальной, выбор именно этого ресурса не всегда объясним, но другие платформы не приветствуются учебным учреждением. Считаю, что каждый учитель должен иметь возможность выбора варианта дистанционного формата, именно он знает, как работать с конкретным классом.
- Сложность третья. Противодействие иногда встречается со стороны родителей учеников средней школы: они считают, что при цифровом образовании школа не выполняет одну из своих главных функций — объяснение материала, «дачу знаний». Современная же парадигма образования предполагает получение информации учащимся в значительной степени самостоятельно. Знаю учебные организации, в которых родители подписывают согласие на работу детей в цифровом формате (пока есть выбор, можно и не согласиться).
По итогам: цифровые ресурсы показаны скорее старшеклассникам, более ответственным и готовым к самостоятельной работе, чем ученикам средней школы, и требуют определенной подготовки при их внедрении.
Но отказываться по этим причинам от использования великолепного инструмента с невероятным набором возможностей неверно.
Не слишком точная аналогия, но все же. Представим себе: середина ХVстолетия, Гутенберг изобретает книгопечатание. К концу века книги приходят в школы. И практикующие учителя того времени начинают обсуждать последствия «книговизации» образования.
Итак, беседа в учительской, Византия, конец ХV века. Действующие лица: педагоги Патриаршей школы в Константинополе.
Матфей Камариот, в печали:
– Что делается! Любая информация доступна абсолютно всем и всегда, днем и ночью, каждый неуч может купить книгу по дешевке. Это вам не переписанные от руки дорогие единичные экземпляры, это массовые тиражи!
Иоанн Хортазмен, в гневе:
– Где же теперь в образовании место учителю? Один раз записал свои лекции, напечатал, и все?!
Матфей Камариот, грустно:
– Учитель перестанет быть носителем информации, авторитет преподавателя упадет ниже плинтуса, никакого уважения…
Иоанн Хортазмен, истерически:
– Контакт ученика и учителя снизится, как при книговизации можно задавать вопросы и получать на них ответы? Переходим на дистанционные формы обучения, качество образования будет потеряно!!
Марк Евгеник, робко:
– Может быть, все не так плохо? Студентам легче готовиться будет…
Матфей Камариот и Иоанн Хортазмен, хором:
– Молод ты еще, Марк Евгеник!
Занавес.
Применение
Сегодня почти все учителя работают в цифровом формате. Большинство из нас создает свои материалы (презентации, образовательные видео и мультфильмы с размещением на YouTube, сценарии урока МЭШ) в «цифре», хранит их в облаке и распространяет через Сеть. Особая тема - доступ через различные образовательные ресурсы к нужной информации, например, возможность подключиться к ресурсам других образовательных организаций (так, ВШЭ предлагает в формате своего Распределенного Лицея использование материалов своих преподавателей для профильных направлений). Важна возможность постоянной и мгновенной связи с учениками через социальную сеть или группу в WhatsApp, позволяющая обмен текстом, аудио-, фото- и видеоматериалами, консультации, дистанционную сдачу работ и подготовку к олимпиадам.
Возможности
Возможности цифровизации очевидны. Скорость работы с информацией в любом формате и удаленный доступ к ней (возможность работать в удобное время в удобном месте), точность обработки данных, автоматизация рутинных процессов в работе учителя — проверки тестов, например.
Охват практически любого количества обучающихся при условии хорошо выстроенного дистанционного курса (что важно при нехватке кадров, видим экономическую целесообразность), использование разнообразных форматов, от аудио и видео до интерактивных карт и приложений.
Для школы вариант дистанционного обучения удобен при значительном разнообразии индивидуальных образовательных траекторий учащихся: возможно, учебное заведение не может организовать очные уроки (отсутствует такое количество помещений), или не имеет возможности открывать то или иное направление, так как его выбрали один-два ученика.
Дистанционные курсы и вебинары — прекрасное подспорье в обучении, открывающие как учащимся, так и преподавателям новые горизонты в образовании — от экономии времени до возможности учиться у лучших преподавателей по выбранному предмету.
Цифровые инструменты
Инструменты, доступные учителю, достаточно разнообразны. Самое простое, конечно — работа через электронный журнал, позволяющий как размещать свои материалы, так и давать ссылки на используемые ресурсы. Еще один вариант — собрать учеников через социальную сеть (а большинство из них уже и так там есть) и, если нет особых задач для работы, дать доступ к образовательным материалам, создав группу. Для средней школы я так и делаю, работаю через группы ВКонтакте. Это не требует специальной регистрации, экономит время ученика и учителя. Плюсом является и то, что обычно в средней школе родители еще приглядывают за своими детьми в социальных сетях, вот заодно и узнаю̀т, что их дети проходят. Если нужны особые опции — автоматическая проверка тестов, учет времени ученика при выполнении задания, выставление оценок — да, нужен образовательный ресурс со специальными возможностями, это будет требовать отдельной работы и дополнительного времени учителя при наполнении ресурса. Могут потребоваться дополнительные занятия для не усвоивших материал. Администрация учебного учреждения должна учитывать и оценивать временны̀е затраты сотрудника на создание курса и работу в онлайн-режиме.
Можно создать свой курс в среде своей образовательной организации. Это удобно — все участники уже «находятся здесь», нужен только допуск учеников на курс преподавателя. Расширенный вариант «своей» среды — Московская Электронная Школа, предлагающая учителям и заинтересованным участникам размещать материалы по своим направлениям. Плюс ресурса в том, что участники, имеющие доступ к МЭШ, получают возможности видеть все размещенные материалы, среди которых есть и очень достойные. Пока инструментарий неполный, но видны большие перспективы ресурса, большинство учебников там уже есть.
Роль учителя остается той же, меняется форма ее реализации. Учитель для ученика всегда — значимый взрослый, такой, говоря языком геймеров, «герой двенадцатого уровня». А еще тьютор пятнадцатого, консультант десятого и мотиватор двадцатого. Он реализует все эти функции в любом формате образовательного процесса.
Ведущая деятельность подростка — общение, получение образования ребенком предполагает и воспитательную часть, что достигается именно личным контактом ученика и учителя. В цифровом дистанционном режиме этот контакт не исчезает, хотя имеет свою специфику.
Цель деятельности ученика тоже осталась прежней: личное развитие. Поэтому набор задач образования и роли участников не меняются, меняются технологии решения этих задач.
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»