Возможно, вы решили начать свой бизнес. Возможно, после длительного перерыва вы возвращаетесь на работу. Возможно, новый коллектив, в который вы недавно влились, сугубо мужской. Возможно, вас повысили в должности, и среди ваших подчиненных много мужчин.
В любом из этих случаев вам следует продумать тактику поведения и обратить серьезное внимание на свою речь.
Различия в речи мужчины и женщины были замечены языковедами довольно давно. Еще в XIX столетии ученые обратили внимание, что во многих случаях женщины и мужчины говорят по-разному, а в отдельных ситуациях их речь может различаться значительно. Скорее всего, и вы, не будучи лингвистом, в большей или меньшей степени воспринимаете существующие языковые различия между мужчиной и женщиной. Вероятно, и вам знакома цитата из произведения А.С. Пушкина – «Я слышу речь не мальчика, а мужа». Так вот, теперь и для вас настало время, когда в коллективе из ваших уст должна звучать речь не девочки, а женщины, деловой женщины.
Извините, подвиньтесь
Наташа несколько лет работает менеджером большой компании. В прошлом году по всем показателям она стала перовой среди всех сотрудников, и ей предложили возглавить отдел продаж. После совещания Наташе сообщили, что она не утверждена на руководящую должность. Ее приятельница, начальник отдела кадров, рассказала, почему так произошло. Кстати, она была уверена, что предпочтение отдадут Наташе.
Всего было три кандидата – Наташа, имеющая диплом экономиста и явные успехи в продвижении продукта компании; мужчина пенсионного возраста, без образования и особых заслуг; и молодой специалист, недавно ставший отцом, из-за чего частенько опаздывал и отпрашивался с работы.
После представления всех претендентов, кто-то из присутствующих поинтересовался, кто такая Наташа, он не мог ее вспомнить. Главный экономист намекнул, о ком идет речь: «Вы ее знаете. Это та дамочка «извините, подвиньтесь», которая вечно извиняется и постоянно добавляет всякие там «будьте добры», «если вас не затруднит», «простите за беспокойство» и т.д.»
Директор выслушал все «за» и «против», и сказал, что извиняющий тон, когда он не к месту, и всякого рода нерешительность не являются теми качествами, которые он хотел бы видеть в руководителе отдела продаж. Хотя его и не совсем устроили остальные претенденты, но одного из них, по его словам, «старорежимного тугодума», он назначил на вакантную должность.
Примите к сведению
В разговоре с коллегами и подчиненными женщины стремятся избежать прямой конфронтации и, в отличие от мужчин, проявляют больше сдержанности и такта. Однако в жестком деловом мире от женщины также требуется больше решительности.
Женщины придают большое значение тональности разговора, болезненно реагируя на ужесточение тона. Мужчины же категорический тон, если он уместен, воспринимают, как правило, без каких-либо отрицательных эмоций.
Даже наиболее уверенные из женщин порой невольно употребляют обороты речи, свидетельствующие о нерешительности, снижая тем самым значимость и силу остальных аргументов. Подобная манера высказываний отражает стремление избежать риска.
Однако тот, кто ищет спокойной жизни, не сможет добиться успеха в делах. Поэтому никогда заранее нельзя занимать оборонительную позицию. Следует избегать даже формальных извинений за то, что не имеет к вам никакого отношения или за что вы не отвечаете.
Татьяна Порецких