Найти тему
Финансист-News

"Все чиновники в одном окне": подводные камни новой реформы

Эксперты в один голос говорят о том, что бюрократии станет значительно меньше, но готовы ли россияне к цифровизации услуг? Читайте об этом в нашей статье.

Даже самые ярые критики признают тот факт, что за последние годы система обслуживания населения России сделала огромный шаг вперед. Есть необходимость поменять паспорт? Больше не нужно "вылавливать" редкие приемные часы сотрудников полиции. Имеете права на льготы? Теперь можно забыть о километровых очередях в собесе. Даже в ЗАГС теперь не нужно ходить лишний раз - через МФЦ можно легко оформить факт рождения или смерти. Многофункциональные центры работают ежедневно с 8 утра до 8 вечера во всех уголках нашей родины.

«Мои документы» (второе название МФЦ) уже смогли заменить тысячи приемных целого ряда госучреждений. С 1 февраля 2020 года силу наберет законопроект по усовершенствованию этой системы. Чего нам ждать от "МФЦ 2.0"?

Решить все вопросы за раз

- Надо постепенно отказываться от разного рода присутственных мест и переходить к тому, что МФЦ станет единственным окном очного взаимодействия между гражданами и государством, - заявил на недавнем форуме в Якутске замминистра экономического развития Савва Шипов. Это означает, что согласовать перепланировку в своей квартире, заключить брак и подать документы для участия в выборах можно будет в одном и том же кабинете.

Проще говоря, посетить МФЦ придется только раз. Все остальные вопросы можно будет решить в режиме "онлайн".

Сколько времени необходимо на полное внедрение системы?

- Процесс будет долгим: необходимо создать сайт, системы автоматизации процессов, хранилища баз данных, - считает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. - С помощью современных технологий правительству должно хватить 5 лет на то, чтобы все заработало.
Источник: Денис Полухин
Источник: Денис Полухин

Скажем бюрократии НЕТ!

Расширение МФЦ влечет за собой огромную волну сокращения чиновников.

Правительство трижды за последние десять лет пыталось сократить служащих (в последний раз на 10% в Москве и на 15% в регионах), но безуспешно, - уточняет Геннадий Николаев. - Запланированная реформа позволит осуществить наконец эти планы, хотя часть служащих сможет найти работу в МФЦ. Ведь эта сеть неизбежно будет расширяться.
- Большинство обращений граждан циркулирует на низовом уровне госслужащих. Вот они в первую очередь попадут под сокращение. Если идею «единого окна» удастся воплотить, то из каждых 10 чиновников, работающих с обращениями, свои места сохранят один или два, - считает финансовый аналитик компании «ФинИст» Ирина Ланис.

Какие есть подвохи?

Но не все так безоблачно. Эксперты говорят, что часто МФЦ могут создавать только лишнее звено в бюрократической цепочке.

- Представьте, что гражданин пишет в МФЦ заявление, что у него украли велосипед, - говорит Ланис. - Естественно, заниматься этим делом все равно будут сотрудники полиции. В том числе опрашивать потерпевшего. А сотрудники многофункциональных центров просто выполняют роль удаленных секретарей. При этом они не могут даже грамотно проконсультировать, как нужно составить заявление.

К тому же куда жаловаться, если в МФЦ человеку не помогут или испортят настроение хамоватые сотрудники? Окно-то всего одно!

- Передавать весь документооборот МФЦ не нужно, - считает директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков. Иначе потребуется сокращать госорганы, а ведь именно они несут ответственность за качество предоставления услуг населению. МФЦ могут на себя взять часть полномочий, но только часть.

Услуги в МФЦ: комплексный заказ

Правительство России зафиксировало перечень госуслуг, которые должны оказывать в многофункциональных центрах по принципу «одного окна». Гражданин единожды обращается в учреждение с заявлением, а по прошествии времени получает результат. При этом всю необходимую работу за него выполнят сотрудники МФЦ и прочих госструктур. Нововведение состоит в том, что теперь можно заказывать услуги комплексно – просто перечислить их в одном заявлении. Это сэкономит наше с вами время и деньги.

Читайте больше: https://www.kp.ru/daily/26999.7/4060498/