Найти тему
Авито

Как открыть и окупить мастерскую 3D-печати за 2 года

Георгий Щебров  — мощный специалист по 3D-печати. Два года назад он решил превратить своё хобби в небольшой бизнес. 

ИДЕЯ

В студенческие годы Георгий работал по специальности, в направлении рекламы. Уже тогда он понял, что не хочет дальше этим заниматься: душные клиенты, постоянный контроль со стороны начальства, скучные проекты. Возник логичный вопрос заработка.

Небольшие, но стабильные деньги приносила 3D-печать на заказ — около 15 тыс в месяц. Несколько лет назад эта технология была в новинку и многим хотелось если и не реализовать какой-то свой проект, то хотя бы получить уникальный сувенир. Направление было перспективным и Георгий стал брать больше заказов. Как оказалось в итоге, больше, чем мог самостоятельно изготовить.

Чтобы выполнять больше заказов и получать больший доход, Георгию пришлось бы закупить ещё несколько 3D-принтеров. Или возвращаться в офис. Но назад в офис страшно не хотелось.

НА ПУТИ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ

Первоначально мастерская располагалась у Георгия дома. Но очень скоро пришлось озадачиться поиском помещения под мастерскую, где можно было бы оставлять принтер печатать на ночь и спокойно засыпать без жужжания моторов. 

Довольно быстро нашлось помещение на бывшем заводе у м. Академическая. В месяц оно стоило 45 тыс ₽. От ремонта на первое время пришлось отказаться — нужно было как можно быстрее приступать к выполнению заказов, а голые заводские стены не мешали работе. Спустя год мастерская переехала в район Динамо, поближе к дому.

-2

Второй большой тратой стал покупка новых 3D-принтеров. У Георгия были необходимые знания, поэтому он без проблем смог выбрать нужную технику. Так он стал владельцем уже четырёх чудо-коробок. Суммарно все четыре 3D-принтера обошлись ему в 400 тыс ₽. Также было закуплено десять катушек пластика, которых должно было хватить на первую волну заказов. Каждая — 1 000 ₽. Ещё были закуплены запасные детали, инструменты, некоторая мебель и другие базовые предметы, необходимые для мастерской. От каких-то вещей можно было отказаться, а какие-то наоборот, были закуплены в слишком малом количестве. 

В качестве основных рабочих машин был выбран Witbox 2 из-за большой платформы для печати и хорошей отказоустойчивости. Предполагалось, что 3D-принтеры будут круглосуточно заняты печатью и обслуживаться раз в месяц. Впоследствии выяснилось, что обслуживать надо их чаще — как минимум, очищать и смазывать. Помимо этого, в мастерскую требовался ноутбук. Хорошо, что дома оказался ненужный старый, иначе его тоже пришлось бы покупать. 

ОТКУДА КЛИЕНТЫ?

Принтеры смазаны и торжественно запущены на первую печать. Но открытие 3D-мастерской для начинающего предпринимателя — не самая простая задача. Главной проблемой стал специфичность услуги. Многие люди не понимали, зачем им вообще нужна 3D-печать. А те, кто понимали, часто несли с собой целый багаж мифов:

  • 3D-печать дорогая и недоступна простому пользователю.
  • Получаемое изделие очень хрупкое.
  • Невозможно печатать большие изделия.
  • Получаемый результат недолговечен.

С каждым из этих заблуждений приходилось работать отдельно — на первом этапе любой клиент был важен. Первыми заказчиками были друзья и друзья друзей. Сарафанное радио помогало получать новые заказы, но большая часть из них с экономической точки зрения была мало интересна. Встал вопрос поиска канала для продвижения своих услуг.

-3

В первую очередь была создана страничка в ВКонтакте, чтобы было проще держать связь с заказчиками. Следующим этапом было создание сайта, но после выплат за 3D-принтеры и аренду денег не осталось. Можно было бы сделать небольшую страницу с помощью бесплатных сервисов без привлечения специалистов. Но это никак не решало проблему того, что сайт нужно рекламировать, двигать вверх в поисковой выдаче и закупать контекстную рекламу.

ВКонтакте помогал получать заказы, но буквально штучно: всё через тех же знакомых друзей. В качестве ещё одной площадки для размещения был выбран Авито. Первую неделю не было никаких звонков, а потенциальные заказчики задавали через внутренний чат вопросы и испарялись. Но потом вдруг прилетел крупный заказ, занявший на несколько месяцев. Специфичность услуги не делала 3D-печать массовой, но большая часть заказчиков знала зачем им эта технология и готовы были хорошо платить за требуемые изделия.

-4

Примерно через год было принято решение расширить деятельность мастерской. Это позволило бы и привлечь новых людей, и не заскучать от «чистой» печати. Навыков хватило для того, чтобы добавить новую услугу — литьё. Принцип был очень простой: снималась силиконовая форма, в которую заливался литьевой пластик. Таким образом можно было отойти от концепции штучных изделий и делать небольшие серии. Услуга оказалась к месту: теперь Георгий мог обеспечить полный цикл.

ПРОТОТИП ➡️ МАСТЕР-МОДЕЛЬ ➡️ ПОЛНОСТЬЮ ГОТОВОЕ ИЗДЕЛИЕ
ПРОТОТИП ➡️ МАСТЕР-МОДЕЛЬ ➡️ ПОЛНОСТЬЮ ГОТОВОЕ ИЗДЕЛИЕ

Рынок литьевых материалов оказался удивительно богат! Можно было найти пластики практически для любой задачи, а некоторые силиконы выдерживали даже температуру расплавленного металла. 

В итоге основными заказчиками стали:

  • Люди, которые хотели применять 3D-печать в своём творчестве. Моделисты, косплееры, декораторы и т.д.
  • Студенты архитектурных и технических университетов. Печать позволяла делать качественные макеты.
  • Небольшие производства, которым нужны уникальные детали для тестирования прототипов или какого-либо нового оборудования.

По большей части, создание мастерской по 3D-печати было экспериментальным проектом. Но она смогла доказать свою эффективность и теперь Георгий планирует с новыми данными переоткрыть её, улучшив процессы и превратив в полноценный бизнес. 

-6

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАХОТИТЕ ОТКРЫТЬ МАСТЕРСКУЮ 3D-ПЕЧАТИ?

  • Разберитесь с помещением. Первое время можно держать принтер дома, но постоянные отходы печати и стоящий шум вряд ли оценят ваши сожители. Лучше всего иметь небольшое помещение под мастерскую, где вы сможете настроиться на рабочий лад и комфортно обслуживать свои 3D-принтеры.
  • Оцените уровень своей экспертизы. Если вы решили заняться 3D-печатью, то скорее всего уже знакомы с технологией и умеете ею пользоваться. Но вам понадобится не только запускать печать, но и самостоятельно ремонтировать вышедшие из строя принтеры. Возможно лучшим решением будет нанять механика, который будет находиться в мастерской и оперативно решать все возникающие проблемы.
  • Выбрать 3D-принтеры для работы. Это ваши основные рабочие лошадки, поэтому к выбору нужно подойти ответственно. Для мастерской важны не только объём печатной области и финальное качество изделия, но ещё и отказоустойчивость оборудования. Новые принтеры стоят довольно дорого, но если у вас есть опыт, то можно найти отличные б/у варианты. Георгий использовал в своей работе Witbox 2 и Replicator 2, но на Авито вы без труда сможете найти множество разных моделей. Включая Anycubic Photon, который за низкую стоимость открывает путь в SLA-печать.
-7

3D-мастерская — это перспективное и интересное направление, которое позволит вам заниматься интересными проектами и создавать действительно красивые вещи.