Дуэт Дианы и Актеона – па-де-де, поставленное Агриппиной Вагановой в 1935 году.
Этот номер был поставлен когда-то Мариусом Петипа для балета «Царь Кандавл». Этот балет Мариусом Петипа ставился трижды: сначала в 1868 году, затем в 1891 и последний раз он обращался к этой постановке в 1903 году.
Этого номера, который вы увидите, никогда не было в хореографии Мариуса Петипа. Там было поставлено па-де-труа, где богиня Артемида танцевала с сатиром и Эндимионом. Что примечательно, что роль сатира стала последней ролью Джорджа Баланчина перед его отъездом в труппу Дягилева и дальше в Америку.
Но это па-де-труа было безвозвратно потеряно, потому что последний раз балет «Царь Кандавл» исполнялся в 1923 году и он сошел со сцены, потому что был знаменитый пожар, где сгорело много декораций. А потом дирекцией Ленинградского театра было принято решение, что многие балеты с анахронизмами должны быть пересмотрены либо переделаны. И многие так и исчезли из репертуара.
Этот балет пользовался огромным успехом, его очень любили артистки балета, солистки. Все боролись, чтобы выйти в этом спектакле, так как в моде тогда были спектакли на ориентальную тему. Но в 1935 году, когда Агриппина Яковлевна Ваганова делала свою версию балета «Эсмеральда», она решила какие-то замечательные моменты из утерянного уже балета восстановить.
И вот это па-де-де – это такое развернутое гран-па, потому что присутствуют не только главные герои, но и кордебалет: 12 танцовщиц, – было ею заново поставлено и немножко изменено. Этот танец стал называться – па-де-де Дианы и Актеона.
Первыми исполнителями этой версии в 1935 году были Галина Уланова и Вахтанг Чабукиани. Очень знаменательно и интересно, что это па-де-де считается одним из самых трюковых и сложных для исполнителей. Галину Сергеевну Уланову многие нерадивые критики и хулители, которые никогда даже, может, не видели ее творчества, обвиняют в том, что она была «балериной без техники». Так вот один из самых сложных балетных шедевров поставлен именно на Уланову, это и подтверждает, что она была потрясающе технически оснащенной балериной.
Сегодня я предлагаю вам посмотреть это в исполнении замечательной и одной из моих самых любимых ленинградских балерин Татьяны Тереховой. Галина Сергеевна Уланова очень высоко ценила именно ее исполнение, потому что она очень точно и скрупулезно выполнила все те требования, которые когда-то предъявляла сама Агриппина Ваганова.
Партию Актеона исполняет Сергей Бережной, тогда один из главных танцовщиков Ленинградского театра, к сожалению, ушедший от нас очень рано.