На машиностроительном заводе в сознании инженеров существует программа создания новых автомобилей. По этой идеальной программе разрабатываются технологические документы и чертежи, которые неизбежно содержат в себе какие-то незначительные ошибки в сравнении с теми идеями, которые имеются в сознании инженеров.
Однако эти ошибки настолько малы, что они почти не мешают успешному изготовлению новой машины по чертежам. Детали машин изготовлены и собраны с необходимой степенью точности при наименьших затратах средств, труда и времени.
Такая точность является целесообразной и достаточно высокой, но она не является абсолютной. Меньшая точность не была бы в состоянии обеспечить нормальную работу машины, а более высокая точность оказалась бы слишком дорогой и поэтому неприемлемой.
Абсолютную точность мы могли бы абстрактно представить себе, как предельную точность, которую можно было бы достичь при бесконечно больших затратах средств, труда и времени. Однако в природе нет никаких бесконечных величин, и именно поэтому абсолютная точность недостижима.
Итак, вы покупаете новую машину. Она работает безупречно, и вы очень довольны покупкой. Однако в процессе работы те или иные детали непрерывно изнашиваются. Износ накапливает кинематическую погрешность в гармоничном и согласованном движении отдельных деталей и узлов машины.
Поначалу эта накопленная погрешность будет настолько мала, что не будет вас совершенно беспокоить. Но если вы вовремя не сбросите накопленную погрешность и не замените изношенные детали новыми, то катастрофичное разрушение и гибель вашей машины окажутся неизбежными.
Инженерная мысль накапливает опыт и совершенствуется, в то время как ваша машина разрушается. Поэтому каждый последующий выпуск машин будет более совершенным, чем каждый предыдущий.
***