В этом повествовании мы затронем интересный вопрос, время которого уже наступило, потому что ни один город, поселение, слобода не останавливаются в своем развитии и с течением времени меняют свои очертания, количество и состав населения, виды построения жилья и присутственных мест.
Не явился исключением и мой родной город, нареченный Харьковом, о чем можно было познакомиться в первых моих статьях. Далее пойдет речь о самом обустройстве города, загородной части, о появлении культовых построек и их влиянии на жителей здешних мест.
Значение монастырей в заселении края
В предыдущих опубликованных статьях был незаслуженно забыт факт, немаловажный, с моей точки зрения, о влиянии и помощи заселения пустующих земель в средние века. Поэтому, сделаем отступление и восcтановим справедливость.
Это относится к обустройству монастырей, которые являлись форпостом, т.е. самой удаленной точкой от линии обороны от татарских набегов. Самым известным в украинско-слободском крае по праву является Святогорский монастырь. К сожалению точной даты основания не сохранилось.
Но первое документальное упоминание о нем датируется 1624 годом, а ближайший город, построенный казаками, Чугуев основан только в 1638 году. Есть сведения, что сам монастырь был обнесен крепостной стеной и имел пушки, хотя это его не спасло в итоге.
В 1679 году он был ограблен крымскими татарами и все ченцы с архимандритом были уведены в неволю. Но помощь от него была большая, передавались сведения о появлении отрядов кочевников в близлежащие поселения, чтобы могли подготовиться к отражению набегов.
Сюда приходили бежавшие из плена воины и доставляли раненых после походов и сражений. Здесь оказывалась помощь, кормили и переправляли людей дальше вглубь украинский земель. Понятно, что монастыри выполняли и свою главную функцию, обращали народ лицом к Богу.
Есть воспоминания того времени “… там были старые, немощные и калеки.Заходили здоровые стражники и станичники, украинские и донские казаки, великорусские служилые люди, даже воровские черкассы, т.е. бандиты, чтобы помолиться Богу и отмолить свои грехи”.
Странно вспомнить, но, по-моему, в 6 классе мы с учителями ездили в Святогорский монастырь на экскурсию. Места удивительной красоты, река Северский Донец, а вверху в меловой горе, как бы, вмонтирован монастырь. Во внутрь мы не заходили, но ходили с экскурсоводом вокруг.
О чем говорили не помню, давно это было, в прошлом веке, но детское впечатление осталось ярким. Странно, потому что в те времена связь с религиозной общиной сильно не приветствовалась. Может тогда считали его просто историческим местом, хотя он был действующим.
На Слобожанщине было построено несколько монастырей в те времена. Дивногорский Острогожского полка, Ахтырский Троицкий Монастырь и ряд других, более мелких. Эта история длинная, сохранилось много фотографий различной утвари, но пора переходить к главной теме рассказа о развитии топографии Харькова.
Очертания Харьковской крепости
Из предыдущих статей известно, что первые поселенцы заняли практически всю центральную часть города и дальнейшее расселение двинулось уже за пределы крепостных стен во все стороны. К тому же люд должен иметь сады и огороды, а для этого требуется простор.
Городские поселения были разбросаны и находились не в сплошной застройке, как того требовал утвержденный план, а перешли за вал и укрепления и положили начало слободам Опанасовке и Довгалевке, Ныне Панасовка и Гончаровка.
Известны три городские части, делящие поселение на Подольскую, Залопанскую и Захарьковскую зоны. не трудно догадаться, что это центральная часть и две другие связаны с названием рек. Первоначальные улицы были неровными и не разделенными на кварталы, что и так понятно.
И только с введением губернских учреждений и превращение Харькова в административный центр, а также утверждения плана застройки, топографическое положение стало меняться к лучшему. Хотя и так понятно, что изменения не были быстрыми.
Стоит только представить, что для выравнивания улиц и кварталов потребовалось отрезать часть земли у одних и прирезать другим. Для украинца земля является смыслом жизни, а здесь хряск и нет шматка. Честно говоря, страшно представить такую картину с землемером, над головой которого зависла сабля.
Улицы и их названия
Оставим в покое разборки предыдущей главы и окунемся в более интересную часть этой проблемы. Представляете, улеглись страсти, успокоился люд, выпив достаточно горилки, появились улицы и их много. А как дальше, надо как-то назвать, определить что куда и кому.
Принцип названия улиц был таким, как получали названия слободы. по имени тех кто первым поселился или имел более высокий статус среди жителей, как сейчас, бы сказали, громады. Верещаковская, Москалевка, Опанасовская, но были более интересные, уточненные названия.
Примерно такие. Максима писаря. Полковника Помазанова, Черного Ивана, Смежная с Николаевским приходом, в Пригородку, над Ярком. Были и указывающие направления, например, Белгородская, Чугуевская, Богодуховская. Можно с уверенностью сказать, что название их не отличались стабильностью.
Дворы продавали, люди меняли место жительства или просто уходили в мир иной, да и сами названия не закреплялись ни в каких государственных актах. Поэтому изменение названий проходило безболезненно. Но правды ради надо сказать, что некоторые названия дошли до наших дней.
Из 57 улиц Харькова, имевшихся в наличии в 1724 году с устоявшимися наименованиями до наших дней дошли только соответствующие районы города Панасовка с Большой и Малой Панасовской улицами, Москалевка, Верещаковка и Довгалевка, с соответствующими уличными названиями.
И еще одно историческое место моего города, реально существующее сегодня. Улица Клочковская, проходящая через половину города от Лопанского моста в сторону Белгорода. Вернемся в 1732 год. По переписи Хрущова, но не Никиты Сергеевича и его фамилия пишется через Е, я в курсе.
Так вот эта перепись гласит, что в это время в Харькове было 950 дворов с 1280 домами и в черте города находилась особая слободка, называвшаяся Клочковкой. Ее приобрел основатель Харьковского Коллегиума епископ Епифаний Тихорский, а свое название она, похоже, получила от имени полкового судьи Тимофея Клочко.
В ней находилось 67 дворов с 85 домами. Основа в это время была селом с 56 дворами и 103 домами. А это место находиться в одном километре от моего места рождения и проживания. Впервые появляется название слободы Ивановка с 11 дворами и 20 домами.
Это тоже настоящий район города. Приятно осознавать, что ты можешь прикоснуться, хотя и к сильно измененной, но реальной истории. Пора заканчивать, статья вышла несколько длинной. Подписывайтесь на рассылку во всплывающем окне одним кликом “РАЗРЕШИТЬ”, потому что продолжение следует. Всем удачи.