С 6 на 7 июля в России отмечали день Ивана Купалы – один из самых мистических и колоритных народных праздников. Прыжки через костры, плетение венков, хороводы, купания… Но, как оказалось, праздник-то ненастоящий.
День Ивана Купалы, а точнее просто Купалы родился у восточных славян в языческие времена. До сих пор неизвестно, кто или что такое Купала. Первое документальное упоминание о нем встречается в Густынской летописи Черниговского монастыря в XVII веке. «Пятый (идол) Купало, якоже мню, бяше богъ обилія, якоже у Еллинъ Цересъ, ему же безумныи за обиліе благодареніе принишаху въ то время, егда имяше настати жатва», – пишет летописец об идолах древнерусского князя Владимира.
Возможно, Купала или Купало – божество восточных славян, а возможно, древнее название праздника, одной из основных традиций которого являлись купания в водоемах.
Славяне праздновали Купалу в заключительный день летнего солнцестояния – 23 июня – дату торжества солнца, плодородия и расцвета природы. День считался особенным, потому с ним у славян связано множество обычаев и преданий. Основные обряды связаны с водой, огнем и травами и символизируют единство трех стихий.
До захода солнца считалось необходимым искупаться в реке или озере. Вода наделялась чудодейственными свойствами.
На закате разводили костры, через которые прыгали влюбленные пары. Огонь призван был навсегда соединить суженных. Девушки плели венки из полевых цветов, бросали их в реки и гадали на замужество.
Считалось, что на Купалу лучше всего собирать целебные травы, потому что растения получают от Солнца и Земли необыкновенную чудодейственную силу.
По преданиям, только в летнюю купальскую ночь можно обнаружить в лесу цветок папоротника. Ботаническое чудо (папоротник не цветет) дарило счастливчику его отыскавшему возможность находить спрятанные под землей клады и понимать язык животных.
День летнего солнцестояния, как и день зимнего солнцестояния являлся одним из основных праздников славян и у других народов. Запретить его отмечать являлось непосильной задачей для христиан. Потому как и в случае с Рождеством Христовым, церковь решила приурочить к важной дате свой праздник – рождество Иоанна Предтечи или Крестителя. Этот святой предсказал пришествие Христа и крестил его в реке Иордан.
Церковь предписывает верующим в этот день приходить в храм. После утренней службы священники освящают воду, а также травы и цветы, которые приносят прихожане (ничего не напоминает?).
Со временем названия двух праздников, отмечавшихся 23 июня, соединились в одно – день Ивана Купалы. Ну а путаница с датами произошла, когда Россия перешла на юлианский календарь. Потому сегодня оба праздника приходятся на ночь с 6 по 7 июля.
Православная церковь отчаянно боролась с языческим праздником, называя обряды «еллинским бесованием», «богомерзским празднованием», «веселием сатанинским». Но славяне не отказались от купальских обычаев, их помнят и по сей день. Впрочем, священнослужители продолжают бороться с народной культурой до сих пор. В 2013 году по просьбе православного духовенства празднование Ивана Купалы запрещено в Россошанском районе Воронежской области. Мракобесие или борьба с конкуренцией?
Если вам понравился материал, подписывайтесь на мой канал.
Фото из сети Интернет