Я – большой любитель исторического кино. Вот, нравится мне эта нарядность и костюмированность. Нравится окунаться в атмосферу других эпох. А особенно нравится мысль мысль о том, что показываемые события и персонажи не вымышленные. Что героизм реален, что предательство реально, что любовь и ненависть реальны и пусть действующие лица умерли давным-давно, но дело их живет до сих пор. Решили мы с мужем в один субботний вечер посмотреть фильм «Орда» 2012 года, получивший множество наград. Мне было известно, что события фильма разворачиваются в 1357 году, во время раздробленности Руси и ордынского ига. Слепнет мать хана Джанибека — Тайдулла, её пытаются исцелить местные и заезжие врачеватели, это не помогает. Тогда хан посылает гонца в Москву за митрополитом Алексием, который, по преданию умел лечить людей, в случае отказа он сожжет Москву. Алексий, отдавая себе отчет в провальности миссии, собирается в Орду и совершенно ясно, что с задачей он справится ох, как не сразу, и ему предстоит пережить тяжелые испытания. Фильм затягивает с первых минут. Затягивает мрачная картинка, затягивают костюмы, затягивает зрелище, на котором послов Папы Римского хан Тинибек ставит на колени и предлагает отведать баранины из его рук. Показан город Сарай-Бату, выстроенные из глины и песка, сперва летом, потом зимой, когда в приводят русских невольников. Прихлебатель хана рубит одному из них голову, Тайдулла делает несколько шагов и перестает ориентироваться в пространстве: и мы понимаем, что она ослепла... Далее события переносятся на Русь, куда едут послы хана за Алексием. Затягивает игра актеров. Митрополита Алексия играл Максим Суханов. В его исполнении священник получился одновременно невероятно сдержанным, лишенным ложного пафоса и бутафории, но при этом невероятно достойным. Келейника Федьку, сопровождающего митрополита, играл Александр Яценко, и он убедителен, и вначале, когда мечтает о том, что хан ему подарит лисью шубу; и, когда устраивает истерику, понимая, чем ему грозит то, что у Алексия не получается исцелить Тайдуллу, и, когда на каторжных адских работах кричит не своим голосом "Аллаху Акбар, Боже, спаси меня!", и, когда в финале все же получает вожделенную лисью шубу под снисходительную улыбку хана. Роза Хайруллина — единственная (!) этническая татарка, играющая главную роль, воплотила образ Тайдуллы. Она получилась грубой, бесцеремонной и жесткой, даже в болезненной беспомощности, даже в финале, в старческой дряблости. Её героиню и ненавидишь, и опасаешься, и уважаешь. В роли хана Тинибека выступил покойный Андрей Панин, превратившийся в азиата благодаря пластическому гриму. Отдельных слов заслуживает достоверность происходящего. В фильме нет не важных деталей. Ордынцы говорят на карачаево-балкарском, послы Папы на латыни. Костюмы и декорации лишены чрезмерной бутафорской яркости, но, вместе с тем, максимально притягивают внимание. В фильме звучит лирический восточный вокал, чередующийся со «степным хард роком» от композитора Алексея Айги. Самые напряженные минуты фильма происходят в тишине. Во время просмотра "Орды" мне часто вспоминалась критика фильма "Трудно быть Богом" из-за чрезмерной грязи и натурализма. Вот, тут всё это имеет место быть: грязные монголы жрут противное жирное мясо грязными руками и вытирают руки об себя, ползают на четвереньках по грязным коврам; грязь присутствует и на улицах Сарая-Бату, где жители собирают конский навоз, и особенно её много в сценах каторжной работы в бане, куда попадают главные герои, однако, образ митрополита Алексия исполнен такого нечеловеческого величия, которое присутствует в каждом кадре, даже, когда он в финале фильма лежит в грязной луже, что в какой-то момент пресловутую грязь просто перестаешь замечать. Как для меня, самая сильная и близкая мне сцена была, когда священника после неудачного исцеления Тайдуллы выгнали, куда глаза глядят, он ушел из Сарая-Бату, понимая, что провалил миссию и, очевидно его город будет сожжен... И вот, сидя под деревом в степи, он видит, как татары гонят русских невольников в сторону Сарая-Бату, замечает среди них ребенка и... неспешно присоединяется, очевидно, желая таким образом разделить судьбу своего народа. Фильм настоятельно рекомендую к просмотру, что до сцен насилия, то они, конечно же, присутствуют (ибо без них невозможно снять кино о средневековом государстве), но они абсолютно ""по делу" и не отвлекают от происходящего.
…Фильм заканчивается хорошо, и это не будет спойлером, так, как показанные события уже произошли много лет назад и лягут в основу ещё не одного произведения. Митрополита Алексия после возвращения на Русь будет ждать ещё множество дел, в том числе и воспитание подрастающего Дмитрия Донского, он возглавит битву на Куликовом поле, которая положит начало объединения русского народа.