Найти в Дзене

Психология младших школьников - как их учить?

В следующем году вам дают класс из начальной школы? Учить читать на английском, когда они и русские буквы путают? Не волнуйтесь, все не так страшно! Учитывайте психологические особенности детей 7-10 лет при подготовке к урокам. По требованиям ФГОС учителя не просто передают знания по своему предмету, а также развивают учеников, формируя УУД (универсальные учебные действия). В начальной школе эмоционально-волевая сфера, мотивы, память, внимание, восприятие интенсивно изменяются. Задача учителя - направить их в верное русло!

Эмоции и воля

Дети приходят в школу, их жизнь меняется, переориентируется на учебу как основную деятельность. Они по-разному адаптируются, но для младших школьников все внове, их отличает любознательность и пытливость ума.

Уроки английского поначалу вызывают энтузиазм, который может стать основой для формирования положительной мотивации к обучению. Их эмоции бурные и переменчивые. Воля недостаточна для достижения отдаленных целей, поэтому учителям английского нужно постоянно поддерживать интерес к своему предмету. Для этого предлагаем:

  • рассказывать о культуре англоязычных стран;
  • дифференцировать задания, чтобы опережающие и отстающие не скучали,
  • создавать ситуации успеха (давать индивидуальные и групповые проекты),
  • замечать успехи, хвалить,
  • давать посильные задания,
  • использовать игры и эффект неожиданности на уроке (достать игрушку для описания учениками, организовать кукольный театр на уроке).

Восприятие

Восприятие детей 7-10 лет практическое, то есть они обратят внимание на реальные предметы, с которыми они смогут совершать действия. Прямоугольник на картинке менее интересен, чем домик. Настоящий предмет лучше, чем нарисованный. Принесите реальные предметы на урок (например, фрукты), и их названия легко запомнятся.

Эмоциональное восприятие делает притягательным для детей то, что имеет необычную историю. Пусть глагол “to be” будет носить маски “am”, “is”, “are”, а окончание “s” у глаголов в третьем лице единственном числе станет хвостиком ящерицы.

Детям пока трудно анализировать и сравнивать, со временем восприятие станет более организованным и управляемым.

Внимание

У учеников начальной школы слабое произвольное внимание. Их волевые усилия зависит от близкой мотивации (похвалы, оценки, желания закончить раньше всех). Непроизвольное внимание, напротив, хорошо развито. Используйте яркие картинки, схемы, презентации, чтобы взгляд маленьких учеников сам притянулся к учебному материалу. Развивает внимание работа по образцу, когда действия привычные и контролируемые.

Другая особенность внимания детей 7-10 лет - неустойчивость. Сосед по парте окликнул, другой поднял руку, захотелось поесть - все, английский урок стал фоном. Отвлекающийся ребенок невнимательно слушает и ничего не запоминает. Чередуйте задания разного типа: устный опрос, разминка, письмо, ролевая игра и т.д. Желательно менять вид деятельности через 10-15 минут.

Память

Её называют основой способности к изучению языков. Память младших школьников переходит от непроизвольной к произвольной по мере развития воли и устойчивости внимания. Наглядно-образная память (предметы, лица, факты) еще долго будет преобладать над словесно-логической (определения, описания, правила), а у некоторых и всю жизнь. Учителю английского это на руку, дети в начальной школе учат слова, которые удобно показать при помощи флешкарт (одежда, животные, погода). Только грамматика будет даваться с трудом: младшие школьники склонны заучивать правила, не вникая в смысловые связи внутри материала. Продумайте менее абстрактное объяснение, используя грамматические сказки, стихотворения и даже гифки.

Мышление

Ученики начальной школы переходят от наглядно-действенного анализа к аналитико-синтетической деятельности, что также подтверждает возникновение сложностей при изучении правил. Для правильного выполнения проектов, составления рассказов используйте зрительные опоры, шаблоны, распишите работу пошагово. Опираясь на вашу логику, дети будут создавать свои алгоритмы действия в похожих ситуациях.

Уроки английского в начальной школе - не просто игры и песни, требования учебной программы достаточно объемны. Адаптируйте материал и методику преподавания, и уроки с младшими школьниками будут в удовольствие!

Приятных вам уроков!

Олеся Щербакова