Протоиерей Максим Первозванский
Ситуация, когда человек обижается и не хочет прощать того, кто его обидел, встречается часто. Это понятное состояние. Каждый раз, когда человек обижен, он проигрывает внутри себя сцены отмщения. Он как бы купается в своей обиде. Из этого состояния очень не хочется выходить.
Но существует такая замечательная поговорка:
На обиженных воду возят
Совершенно не случайно на обиженных. Не на сердитых, не на блудниках, не на ворах, а именно на обиженных. Обида - один из самых глупых грехов. Обижается человек в ситуации, когда ему кажется, что кто-то сделал что-то, чего не должен был или не сделал для него что-то, что был должен. Однако с какой стати мы решили, что он был нам должен? Если внимательно посмотреть на ситуацию, можно увидеть, что в большинстве случаев мы обижаемся в той ситуации, когда нам не дали то, что нам и не принадлежало. Или мы получили то, что мы заслужили.
Господь в Священном Писании прямо говорит: прощайте и будете прощены (Лк. 6:37). А в молитве «Отче наш» мы обращаемся к Богу со словами: «Остави нам долги (грехи) наша, как и мы оставляем (прощаем) должникам нашим (согрешившим против нас)». Получается, как мы прощаем других людей, так и нас простят или не простят. Многие святые отцы говорили, что если ты не прощаешь, если ты держишь обиду на другого человека, ты не имеешь права читать молитву «Отче наш». Поскольку в этой ситуации она будет читаться так: «И Ты, Господи, не прощай меня, как я не прощаю того, кто согрешил против меня». Это действительно страшно, потому что речь идет не только о прощении нас другими людьми, но и о прощении наших грехов Богом.
Постараемся испугаться того, что не простят нам наших грехов, если мы не будем прощать грехов других людей.