Все дети – интуитивные психологи. Уже к 1,5 годам они осваивают первые приёмы манипулирования взрослыми, чтобы достичь желаемого. А если установки одного родителя противоречат требованиям другого, это – поле деятельности для маленького манипулятора.
Когда мама запретила, а папа разрешил
Обычно мама, которая проводит с детьми гораздо больше времени, выступает в роли строгого ограничителя. Папа же весь день находился на работе. Вечером, не желая вступать в конфликт со своим чадом, идет по пути наименьшего сопротивления: разрешает то, что, по мнению мамы, делать нельзя. Мама не одобряет шумные игры перед сном, папа позволяет ребенку побеситься, нередко и сам принимая в этом участие. Мама не позволяет есть сладкое перед обедом, папа, увлекшись своими делами, дает сыну или дочке конфету, лишь бы не мешали. Очень знакомые картинки. А еще есть дедушки и бабушки, которые балуют внуков самозабвенно, забыв, что родителями были строгими и разумными. Дитё быстро понимает, что для исполнения своего «хочу» достаточно подойти к более мягкому в этом вопросе родственнику. В итоге строгого взрослого просто игнорируют.
Еще хуже ситуация, когда что-то разрешается втайне от мамы: «мы это сделаем, но маме не скажем». Наглядное обучение обману и предательству. Этот урок усваивается сразу, исправить убеждение, что тайно можно сделать любую подлость, будет очень сложно. Причем придумывать лицемерную причину «чтобы мама не расстраивалась» тоже учится очень быстро.
При таком положении вещей установить границы дозволенного трудно. Противоречивые требования приводят к двойственному поведению. При маме это один ребенок, при папе – совершенно другой. Малейшие ограничения приводят к истерикам. Малыш обучается ябедничать, сталкивать родителей в ссоры, извлекать из конфликтов выгоду для себя. Таким «воспитанием» формируется личность, не способная к социализации в обществе. И прежде всего, пострадают сами «воспитатели».
Что делать?
1). Договариваться. У родителей должно быть единое мнение по поводу того, что можно, а чего нельзя. Возникающие несогласованности обсуждать без ребенка. Обговорить основные моменты воспитания и ежедневной жизни, и строго придерживаться договоренностей.
2). Установить закон. Записать правила поведения и соблюдать их всем членам семьи. Основные пункты оформить памяткой и вывесить на видном месте. Четко очерченные границы помогут и ребенку, и родителям принимать правильные решения.
3). Быть последовательными в своих требованиях. Если сын спрашивает у матери пятый раз, можно ли ему пойти ночевать к другу, это не значит, что у него плохая память. Он проверяет, можно ли «продавить» маму на положительный ответ. Добиваться соблюдения установленных правил при любых условиях. Не должно быть ситуаций, позволяющих нарушать запреты. Если в доме гости, это не значит, что сын или дочь пойдет спать позже обычного времени. Просмотр папой ответственного матча не должен быть поводом для разрешения компьютерных игр в неположенное время.
4). Ребенок не должен принимать решения, не соответствующие его возрасту. Нельзя ставить малыша перед выбором: кто поведет в детский сад – мама или папа? Пойдем в кино, сходим в парк или поиграем дома? А если что-то пойдет не так, «ты же сам этого хотел». Не перекладывайте на него ответственность. Это тоже манипуляция, которая может сыграть против взрослых.
Родители должны быть единодушны и в оценке детских поступков. Похвала или порицание должны быть выражены как мамой, так и папой. Если один родитель недоволен, а другой промолчит, это может трактоваться как противоположное мнение, и будет непременно использовано в свою пользу.
Слаженность родителей в семейных вопросах, умение вырабатывать общие взгляды и принципы дают шанс ребенку вырасти гармоничным, счастливым человеком, который сумеет хорошо воспитать и собственных детей.