8 июля в России празднуется День семьи, любви и верности. Праздник приурочен ко дню памяти христианских святых Петра и Февронии, крайне сомнительных покровителей семьи и брака. Попытка православной церкви придумать собственную альтернативу набирающему популярность в России католическому Дню святого Валентина вышла откровенно неудачой. На самом деле РПЦ очень лукавит, когда пытается представить житие странных супругов Петра и Февронии из Мурома как образец идеальных семейных отношений.
Начнем с того, что документального подтверждения существования этих персонажей, канонизированных православной церковью в 1547 году, не существует. Некоторые исследователи предполагают, что за образами Петра и Февронии скрываются муромский князь Давид Юрьевич из рода Святославовичей (ветвь рода Рюриковичей) и его супруга, правивший с 1205 по 1228 годы. Только реальных доказательств, что князь Давид Юрьевич и некий легендарный Петр – одно лицо, нет.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» появилась уже после канонизации загадочной пары. Легенду в эпоху Ивана Грозного сочинил Ермолай Еразм по просьбе митрополита Московского Макария. В основу легли две народных сказки об огненном змее и мудрой деве. Произведение написано настолько талантливо, что по праву считается памятником древнерусской литературы. Но оно больше похоже на сказку, нежели на достоверную историю.
Итак, повесть начинается с того, что князь Петр, отстаивавший честь жены старшего брата Павла, боролся с огненным змеем. Чудище в обличье мужа прилетало развлечься со снохой - как пишет автор, «на блуд». Женщина узнала подмену и пожаловалась мужу. Но Павел почему-то не встал на защиту супружеского ложа и не попытался наказать огненного соблазнителя.
Вступился за жену брата князь Петр. В церкви герой раздобыл волшебный Агриков меч, которым можно было поразить супостата. Во время боя по-христиански добродетельный князь Петр изрубил змея на куски. Но аспид, умирая, обрызгал героя ядовитой кровью. От нее Петр покрылся струпьями.
От проказы князя не мог излечить никто. На Рязанщине, славившейся лекарями, в селе Ласково Петр нашел целительницу Февронию – дочь бортника, простую крестьянку. К тому моменту болезнь так подкосила героя, что он не мог самостоятельно передвигаться.
Феврония оказалась дамой не бескорыстной. Безвозмездно лечить князя она не пожелала. В качестве платы крестьянка потребовала, чтобы Петр на ней женился. Кто бы не захотел попасть из грязи в князи? Оказавшийся в безвыходной ситуации герой согласился на условия ушлой простолюдинки, в действительности не помышляя удовлетворить желание расчетливой дочери бортника.
Феврония исцелила потенциального жениха. Но хитрая женщина хотела гарантий того, что Петр не откажется от матримониальных намерений. Поэтому она намеренно оставила на теле князя один незалеченный струп.
Исцелившийся Петр решил, что теперь жениться необязательно. Но незалеченная язва начала распространяться по всему телу. Пришлось князю возвратиться к целительнице и под страхом смерти исполнить обещание. Иначе циничная и расчетливая Феврония оставила бы его умирать от язв, о чем не преминула заявить Петру: «Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». Так хитрой крестьянке при помощи шантажа удалось насильно женить на себе князя и впоследствии стать правительницей Муромских земель.
С тех пор супруги не разлучались. На месте Петра не многие бы рискнули покинуть такую безжалостную чародейку.
Можно ли назвать отношения, основанные на шантаже под страхом смерти, любовью? Едва ли. Да и полноценной семьей странную пару считать сложно, ведь детей у них не было.
В старости Петр и Феврония ушли в монастырь и умерли в один день. Красивая легенда гласит, что после смерти их уложили в разные гробы, но каким-то чудом покойники оказались в одной домовине. История уж очень напоминает сказки о нечисти, восстававшей из гробов. Похоронили их вместе около церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Сейчас мощи неких Петра и Февронии хранятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
Получается, что 8 июля многие россияне поклоняются фейковым персонажам, странные отношения и насильственный брак которых - далеко не пример для подражания.
Кстати, в эту же дату по странному совпадению отмечается День Ивана Купалы – древний языческий праздник, связанный со свадебными обрядами. На лицо излюбленный прием церкви – присваивать и трансформировать под собственные нужды древние народные праздники и обряды.
О настоящих дате, корнях и традициях Дня Ивана Купалы читайте в следующем посте. Чтобы его не пропустить, подписывайтесь на мой канал.