Как же всё таки красиво наше Царское Село! Помимо сказочных парков и величественных дворцов мы имеем свой "Царскосельский Китай" с целой Китайской деревней и китайскими мостиками, самую настоящую Турецкую Баню и невероятные Египетские ворота, о которых я сегодня и хочу вам поведать
Всех, кто, следуя из Санкт-Петербурга в Москву, заезжал в Царское Село - встречали Египетские, а провожали ампирные Московские ворота. Египетские ворота не только парадный въезд в город, но и дань повальной моде, своеобразный памятник огромному интересу к загадочной "стране пирамид", который охватил Европу в начале 19 века, после того, как 1798-99 годах был предпринят знаменитый Египетский поход генерала Бонапарта, а Франсуа Шомпальон расшифровал древнеегипетские иероглифы.
Искусство древней страны на берегах Нила вдохновила и творцов совсем ещё молодого города на брегах Невы. Не осталось в стороне и Царское Село! В 1827-1830 годах шотландский архитектор Адам Менелас, по заказу императора Николая I начинает строительство ворот, подобных которым в России ещё не бывало!
Две огромные каменные кордегардии, а если проще, то сужающиеся кверху караульные башни, напоминают колоссальные пилоны второго по величине в Древнем Египте Храма бога Гора в Эдфу, возведённого ещё до нашей эры. Их стены покрыты чугунными плитами с рельефами, представляющими собой 30 сцен из мифологии и жизни древних египтян: главное божество Осирис и богиня Исида, бог мудрости Тот с головой птицы, богиня здоровья Таурт с головой львицы, бог мёртвых Анибус с головой шакала, сцены посвящения в фараоны со своими защитниками змеями, да многочисленные сцены "как души умерших египтян работают в загробном мире на бога Осириса"
Карнизы кордегардий украсили изображениями змей да священных для египтян жуками-скарабеями. Для создания этих рельефов художник Василий Дадонов и скульптор Василий Демут-Малиновский использовали гравюры из французского издания "Описание Египта". Отливали всю эту "заморскую" красоту на Александровском чугунолитейном заводе.
Шесть четырёхгранных герм (столб со скульптурной головой, изначально бога Гермеса) увенчаны скульптурными изображениями древних фараонов в полосатом платье, которые призваны усилить впечатление монументальности сооружения. В средней части Египетских ворот две двуглавые гермы соединяет арка, украшенная пальмовыми ветвями, как символом долговечности и мира.
Осенью 1831 года в Царское Село доставили решётку ворот, установили которую только через год. Адам Менелас умер от холеры, поэтому руководство проектом было поручено архитектору Андрею Тону, который в 1832 году и довёл его до конца. А через 2 года в Санкт-Петербурге пристань у Академии Художеств, созданную его братом Константином Тоном, украсят величественные сфинксы, самые что ни на есть настоящие.
В 1987 году дорогу из под арки Египетских ворот перенесли в огиб ворот слева и справа, а о старом историческом проезде напоминает только булыжная мостовая, которую оставили как реликвию.
Справедливости ради надо бы вспомнить, что впервые египетская архитектура появилась в Царском ещё в 1770-м. По приказу венценосной хозяйки Царскосельской Мызы Екатерины II возвели "Пирамиду", о которой я тоже поведаю как-нибудь. Там тоже найдутся довольно пикантные подробности!
Напоследок
довольно необычная история из воспоминаний Пушкинского старожила: "До своей смерти в 1985 году в правой башне Египетских Ворот, на вполне законных основаниях, даже с пропиской! проживал Валерий Валерьевич Игнатов - сторож сельхозинститута. На первом этаже была прихожая и туалет, на втором крохотная кухня и 7-метровая комнатушка, а на третьем комната метров 10. Отопление печное. Воду приходилось носить с колонки через дорогу."
А на сегодня всё-ё! До новых встреч! 😉
В тайны египетской мифологии погружалась Мэри М!