Последняя в этом сезоне подборка фильмов по заявкам читателей канала. Следующий сезон, если не будет непредвиденных обстоятельств, запущу в августе. Скидывать новые заявки можно в любое время, но сделаю не раньше августа.
Последний реквест июня звучит так:
Психоделический кэмповый треш. И желательно, не только американский, а с максимально широкой географией (я так понимаю, что отечественный Сказ про Федота-стрельца, снятый в 2001, вполне можно отнести к этой категории?).
Поскольку тема действительно огромная, я решил отказаться от традиционной подборки фильмов, вместо неё я сделаю подборку пластов кинокультуры, где можно найти что-то действительно забористое. Воспринимать прочитанное как нечто исчерпывающее не стоит. Стоит отметить, что далеко не всё, что представленно в этой подборке можно отнести к кэмпу, точнее 100% кэмпового кино не существует, но кино, в котором проявлена карнавальность, травестийность, нетрадиционная эстетика и подчеркнутое "дурновкусие", составляющие базис кэмпа, есть немало.
Американский киноавангард 50-х и 60-х
Кинокультура кэмпа черпает вдохновение в первую очередь в американском авангарде. Если выделить трёх главных режиссеров с чьими работами стоит ознакомиться: Кеннет Энгер (Торжественное открытие храма наслаждений (1954), Восход Скорпиона (1963), Заклинание моего демонического брата (1969)), Джек Смит (Пламенеющие создания (1963)) и Джордж Кучар (любые короткометражки 60-х и 70-х). Следует отметить, что Энгер и Смит аппелировали к подчеркнутой гей и травестийной эстетике, что стоит иметь в виду перед ознакомлением с творчеством. Кучар, напротив, работал с гетеросексуальной эротикой, но делал это крайне специфически: конечный результат больше тянет на психоделический трэш, чем непосредственно на эротику.
Американское независимое кино 70-х
Самое близкое, что имеет отношение к кэмп-эстетике в этой подборке. Здесь стоит отметить творчество двух режиссеров: Расса Мейера и Джона Уотерса. У первого к теме имеют непосредственное отношение "Изнанка Долины Кукол", "Мегеры" и "Супермегеры". У второго абсолютно всё творчество 70-х и далее, но в первую очередь, конечно, "Розовые фламинго". Более близкого к теме реквеста режиссера, чем Джон Уотерс найти трудно. Даже "Запретная зона" черпает вдохновение процентов на 70 из фильмов Уотерса. Если брать незасисимых из 80-х, то навскидку вспоминаются "Жидкое небо" Славы Цукермана, "альтернативная эротика" Ричарда Керна и, как ни странно, фильмы студии Troma середины-конца 80-х.
Европейские новые волны
В европейском кино отдельной субкультуры "психоделического кэмпового кино" как-то не сложилось, но был целый ряд режиссеров, чьё творчество откровенно балансировало на грани "дурного вкуса", карнавальности и сюрреализма:
Кармело Бене (Италия) - "Богоматерь Турции" и "Саломея". Если Феллини и Феррери склонялись больше к китчу, то у Бене тормозов никогда не хватало. Чистый психоделический арт-трэш, который сюрреализмом не назвать.
Вера Хитилова (Чехословакия) - два фильма, заигрывающие с интересующей эстетикой: "Маргаритки" и "Вкушаем плоды райских кущ".
Тинто Брасс (Италия) - как ни странно, но в свой доэротический период Тинто снял 2 фильма, которые иначе как "психоделически трэшевыми" назвать трудно: "Вопль" и "Отпуск".
Также из европейцев можно вспомнить немцев Вернера Шретера и Ульрике Оттингер, но до их творчества пока недобрался, хотя наслышан.
Новое (сравнительно) японское кино
Если говорить о "психоделическом кэмповом трэше" в широком контексте, то японцы впереди планеты всей. Не буду оригинален и укажу 2-х режиссеров:
Такаси Миике (Ичи-киллер, Театр ужасов Годзу, Якудза-апокалипсис)
Сион Соно (Откровения любви, Клан Токио, Токийский отель вампиров)
Правда, Феликс Зилич писал, что есть японцы на фоне которых Миике и Соно выглядят образцами логичности и "хорошего вкуса", но так глубоко я не копал. Думаю, что если спросить у Зилича что-то позабористей из японского, он сможет решить эту задачу гораздо лучше меня.
PS. Перечислил только основные направления, в которых имеет смысл поискать. Тема гораздо более обширная. В России, к примеру, существовал питерский некрореализм Евгения Юфита или короткометражные работы Владимира Кобрина, которые могут иметь отношение к теме. Но до них пока не добрался.