Спойлеры: есть | Рейтинг: классика | 18+
В российский прокат вышел новый мини-сериал HBO “Чернобыль”, который, как и последствия аварии на Чернобыльской АЭС, с каждым днём всё сложнее игнорировать. Кинокритик Николай Гостюхин считает, что новый проект американского телеканала - это лучшее, что случалось с миром сериалов за последние несколько лет. Но не только благодаря заведомо “острой” теме, сколько благодаря первоклассной драматургии и неслыханному доселе вниманию к деталям, которому может позавидовать иной российский фильм.
26 апреля 1986 года на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС прогремел взрыв. Все мы, ну или большинство из нас, знаем, что это привело к одной из самых ужасных техногенных катастроф XX века, последствия которой особенно отчётливо наблюдались на территории бывшего СССР и Восточной Европы. Но авторы сериала поставили себе другую задачу, не пересказать общеизвестные факты, а собрать имеющуюся информацию из разных источников и рассказать историю о высокой цене правды, которую пришлось заплатить ликвидаторам последствий.
Всё это я рассказываю не только для того, чтобы те, кто уже посмотрел сериал освежили его в памяти, а чтобы те, кто ещё не успел поскорее увидели новый проект HBO. Итак, вот три причины, по которым “Чернобыль” нельзя пропустить.
Первая причина. Запредельное внимание к деталям. Шоураннер сериала Крэйг Мэйзин сознательно решил снимать максимально приближенно к реальности. Например, саму Чернобыльскую АЭС снимали на территории выведенной из эксплуатации Игналинской АЭС в Литве, реакторы которой имеют тот же тип (РБМК-1). А “московские” эпизоды снимали в Киеве. Воссоздано было буквально всё, начиная от автомобилей той эпохи, заканчивая одеждой и аутентичными выпусками новостей советских телеканалов (это были именно те самые выпуски на русском языке, выходившие в то время).
Вторая причина. Уважение к тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварии. По сути сам сериал - это живой памятник ликвидаторам. Отсюда и герои сериала: пожарный Василий Игнатенко (Адам Нагаитис) и его жена Людмила (Джесси Бакли), профессор Валерий Легасов (Джаред Харрис), партийный служащий Борис Щербина (Стеллан Скарсгард), объединившая в себе образы всех учёных, помогавших Легасову в Чернобыле, Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон). Авторы с большим почтением отнеслись к биографиям героев, поэтому почти всё, что происходило в сериале является правдой. Поэтому героям действительно сложно не сопереживать. Вряд ли у кого-то из нас возникнут сомнения в подвиге первой волны ликвидаторов последствий. И вряд ли после “Чернобыля” можно будет спокойно смотреть фильмы про героев комиксов, зная что настоящий героизм совсем не про ношение маски или плаща.
Третья причина. Авторы сериала поставили себе задачу не рассказать о событиях с позиции “хорошего Запада” и “плохого СССР”, а показать настоящую трагедию глазами советских людей, не побоявшихся ради блага всего мира пожертвовать своей жизнью. Именно поэтому различным российским телеканалам, депутатам или отдельным личностям было сложно упрекнуть сериал в русофобии. Крэйг Мэйзин возможно сам того не понимая сконструировал новый российский миф, в которой легко можно поверить. При этом этот миф уже является частью истории, также как и День Победы или любой другой праздник.
“Чернобыль”, на который и сам HBO не делал какой-либо серьёзной ставки вдруг в одночасье раскрыл очень много пластов в отношении россиян к самим себе, своей стране и исторической памяти. Вдруг за рубежом нам показали, что они [американцы] нам совсем не враги, как пытается убедить зрителей российское ТВ, а также как и мы чтят человеческий подвиг и смелость перед лицом невиданной доселе трагедии.