Найти тему
Мода в книгах

Как носить винтаж и не облажаться

Текст: Ася Аладжалова, историк моды, коллекционер винтажной и антикварной одежды.

Винтаж - вещь предыдущего поколения (то есть не моложе 30 лет), в которой чётко просматривается «писк моды» и пик стиля времён её создания. На данный момент винтажными считаются модные вещи старше 1989 года.

О том, как составлять гармоничные образы с винтажными и современными вещами, я писала ранее.

Сегодня поговорим о подводных камнях винтажного стиля.

Две девушки в центре - в современной одежде. Две по краям - в подлинниках 1940-х - 1950-х годов.
Две девушки в центре - в современной одежде. Две по краям - в подлинниках 1940-х - 1950-х годов.

Для начала не надо путать "стилистику ретро" и "винтаж". Сейчас уже многие коллекционеры и блоггеры используют словосочетание "подлинный винтаж", ибо не всегда читатели и зрители сразу понимают, что эти вещи старше их мамы и, возможно, старше их бабушки. Винтаж - стар по определению. А стиль ретро - это использование силуэта 1950-х в новых, только-только с конвеера, платьях.

Принтскрин экрана с картинками по запросу Гугла "платье в стиле ретро". Основная черта - приталенный лиф и широкая юбка, расцветка "горох" или "в цветочек".
Принтскрин экрана с картинками по запросу Гугла "платье в стиле ретро". Основная черта - приталенный лиф и широкая юбка, расцветка "горох" или "в цветочек".

Как отличить подлинное винтажное платье от современного?

Поискать этикетки.

На подлинном платье 1930-х - 1950-х, скорее всего, этикетки не будет вовсе. Тогда шили в основном у мастериц, сами или в ателье, а покупали редко. А вот если вас уверяют, что "это винтаж", а этикетка подозрительно напоминает современную, расспросите продавца с пристрастием, какого года вещь, и почему на ней написано made in turkey.

Безумно редкий случай! Мало того, что на платье 1950-х гг есть этикетка, так она еще и отлично читается. Более того: на ней указан год! (Коллекция Аси Аладжаловой)
Безумно редкий случай! Мало того, что на платье 1950-х гг есть этикетка, так она еще и отлично читается. Более того: на ней указан год! (Коллекция Аси Аладжаловой)

Вывернуть наизнанку и изучить швы. Это трудно: даже я иногда ищу помощи зала для определения того или иного шва. Но посмотреть всегда лучше, чем не посмотреть.

Фабричный шов с обработкой края, 1970-е, ГДР.
Фабричный шов с обработкой края, 1970-е, ГДР.
Домашний шов с обработкой края на машинке "Зингер" 1980-х гг (В 1950-х такие тоже были)
Домашний шов с обработкой края на машинке "Зингер" 1980-х гг (В 1950-х такие тоже были)
Современная обработка края, выполненная профессиональным модельером-конструктором на пошитой под заказ вещи.
Современная обработка края, выполненная профессиональным модельером-конструктором на пошитой под заказ вещи.

Изучить ткань и крой. Тут вам надо знать только то, что в довоенном мире синтетика уже была - но только в лабораториях. Ее только изобретали и шили исключительно опытные образцы. Если вам продают довоенную синтетику, то а) вам либо придется продать квартиру ради этой покупки, либо б) никакая она не довоенная! Сразу после войны появляются первые синтетические ткани, но их очень мало. А вот дальше - всё больше и больше. Чтобы сверять крой, перед походом за винтажом скачайте себе на телефон любой проверенный источник по истории костюма. Но помните, что Диор творил одно - а в Москве носили другое. А уж что носили в это время в провинции...

Послевоенный плакат
Послевоенный плакат

Итак, вы покупаете винтажное платье, примеряете его перед зеркалом, и остаётесь довольны. Теперь вам с ним жить. Во-первых, не ожидайте от него, что оно будет вести себя как современное. Оно не будет тянуться в угоду вам. Если вам что-то жмёт - откажитесь от покупки: оно не растянется, оно просто порвётся. Или если есть большой запас в припусках на швы, вы можете отнести платье мастерице, которая посадит вам его по фигуре.

Во-вторых, будьте готовы носить под него комбинацию и/или нижнюю юбку. А) Это придаст платью более законченную форму: юбка станет пышнее. Б) Ткань не будет просвечивать.

Два платья конца 1950-х гг: снизу производства Австралии (очень легкий, но плотный капрон, не просвечивает), сверху производства СССР (очень лёгкий, совершенно прозрачный капрон; плотная синяя вертикальная линия - это шов. И можно рассмотреть узор на нижней юбке) Коллекция Аси Аладжаловой, модели Елена и Ольга.
Два платья конца 1950-х гг: снизу производства Австралии (очень легкий, но плотный капрон, не просвечивает), сверху производства СССР (очень лёгкий, совершенно прозрачный капрон; плотная синяя вертикальная линия - это шов. И можно рассмотреть узор на нижней юбке) Коллекция Аси Аладжаловой, модели Елена и Ольга.

Обратите внимание: нижняя юбка, бретельки комбинаций и прочее НЕ ДОЛЖНЫ торчать. Если они торчат - подгоните их по длине.

Фото из интернета. В спокойном положении ничего не торчит. Но мы-то знаем, что нижняя юбка там есть!
Фото из интернета. В спокойном положении ничего не торчит. Но мы-то знаем, что нижняя юбка там есть!

В-третьих, очень скоро вы столкнётесь с проблемами стирки и чистки. Тут я даже не буду описывать конкретику, ибо тема необъятна, и есть 100% шанс забыть половину важных моментов. Вроде того, что муар стирать нельзя вовсе, но другие виды шелковых тканей - можно. Покупая винтаж, спросите о методе ухода у продавца, поищите бирку (если это вещь 1970-х и далее годов). Чаще всего винтаж стирают вручную в холодной воде. Но если вы уже знаете, что ткань не линяет, то можно стирать в машинке: в сетке в режиме ручной стирки с предметами той же цветовой гаммы.

Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах", ставьте лайки и делитесь статьями у себя в сетях. Я же не просто так пишу))