Найти тему
Тася Грушкина

Поработать воспитателем – значит пройти школу самураев

Хорошо. Всем доброе утро, вечер, ночь. Сегодня мой последний рабочий день в дошкольном учебном учреждении, проще говоря – в детском саду. Конечно же, я думала, что как только выйду из заведения и попрощаюсь, то забуду обо всём этом как о страшном сне, но я решила написать эту статью, и… обо всём по порядку.

Когда я выразилась «как страшный сон», написала именно так неспроста. Это действительно страшный, но самое страшное в этом сне, что это не сон… В общем, я, наверное, преувеличиваю, да? Предупреждаю, что не буду расписывать каждый свой день, потому как не особо желаю возвращаться в воспоминания того проведённого времени. Начну с того, что устроиться на данную работу меня подтолкнули финансовые трудности и жизненные обстоятельства, что, в принципе, знакомо почти каждому человеку среднего класса. Я студентка третьего курса педагогического университета, но никогда не хотела заниматься воспитанием маленьких детей… чужих детей. Не буду расписывать жесткую беготню по врачам, называемой медосмотром – что стало для меня первым стрессом, – и продолжу дальше. Должна признать, что с коллективом мне повезло, попались довольно милые и понимающие люди, а начальница любезно помогала, как начинающему работнику.

Итак, я – студентка, которая ни разу в жизни не устраивалась на работу, начала свою трудовую книжку званием «воспитатель в дошкольном образовательном учреждении». Первый день прошёл для меня, как вы можете догадаться, очень тяжело. Мне нужно было направлять детей, собирать для того, чтобы помыть руки, отвести за столы на завтрак, обед и ещё много чего в таком же духе, а ещё и занятия...

Я должна была написать ещё раньше, но с детьми у меня постоянно были проблемы, так называемая, стена. Мне всегда было тяжело с ними общаться и находить общий язык, я не умела с ними сюсюкать и «говорить на их языке». Именно поэтому было немного страшновато идти на работу. Спустя неделю моего пребывания в роли воспитателя я будто начала смотреть на детей другими глазами. Мне казалось, что теперь я вижу их мир, в то время как раньше совсем не понимала их видения. Каждый ребёнок казался мне интересным и уже личностью. Об этом я и хотела написать! Если вы раньше не особо контактировали с детьми, то знакомство с ними проходит в три этапа, но у некоторых третий этап отличается, и я думаю, это хорошие люди. Позже объясню почему.

Первый этап – страх. Я боялась сказать им что-то не то, сделать что-то не так, нарушить хрупкую детскую психику. Так, например, в первый мой рабочий день одна девочка буквально заехала мне игрушкой по спине. Я почувствовала боль и унижение, но ничего не могла с этим поделать. Я лишь сказала ей что-то на тип «Нельзя себя так вести» или что-то такое. Когда между детьми происходили какие-то конфликты и кто-то из них приходил жаловаться, у меня случался лёгкий ступор, но через страх и неуверенность я шагала разбираться в ситуации.

Второй этап – интерес. На самом деле, на этом этапе также тяжело, но познавательно. Когда я смотрела на ребёнка, видела в нём черты характер уже приобретённые или врождённые. Так случилось, когда я попросила двух мальчишек помочь собрать игрушки. Всех детей забрали их родители, и оставалось всего двое. В пользу моего любопытства один из мальчиков взялся тут же кидать их в корзинку, но второй схватил игрушечную музыкальную дудочку и принялся играть. Тогда я поняла, что у человека с детства есть предрасположенность к чему-то. Так рождаются пожарники или музыканты, учителя или бизнесмены. Я не говорю о том, что человек рождён ради какой-то миссии (хоть и это возможно), потому что мы сами можем развить те или иные навыки в пользу выбранного пути, но к чему-то мы предрасположены больше. К чему я это? А к тому, что родителям нельзя закрывать глаза на подобные вещи. Наоборот. Нужно открыть глаза и суметь разглядеть в своём чаде что-то особенное. Самое главное не закопать, а дать вырваться наружу. Прямо на моих глазах произошло столкновение двух миров. Так первый мальчик - дисциплинированный и исполнительный, что плюс для любого работника. Такие личности поднимаются по карьерной лестнице и добиваются своих целей упорной работой, становятся, скажем, спортсменами или большими начальниками. А второй мальчик пренебрёг правилами, что является чертой творческого человека, который может внести в этот мир что-то новое и прекрасное.

Был также момент, когда один из детей казался жутко невоспитанным, первым грешным делом я подумала о том, что что из него вырастет?! Но погодя я поняла, что не всё так плохо. Поняла я это тогда, когда он начал веселить тех детей, которые плакали из-за того, что скучали по маме. Он хотел помочь, а ещё он жутко боялся того, что я позвоню матери или отцу и пожалуюсь на его поведение, а это значит то, что всё не так уж и плохо, и этот ребёнок уважает своих родителей. Почти такая же история у меня произошла ещё с одним мальчиком. Он предпочитал изрекать, что будет вести себя хорошо, но так или иначе делал своё… Только позже я поняла, что он ранимый и слишком восприимчивый, поскольку его настроение менялось быстро и часто. Ещё один из мальчишек удивил тем, как он говорит и аристократично обращается к окружающим, но также удивил фразой «А зачем мне с кем-то делиться?». Другая девочка тоже показалась слишком балованной, и это действительно было так, но позже я поняла, что она выдумщица и фантазёрка, плюс слишком умна для своего возраста. О её эрудиции я поняла тогда, когда она рассказывала мне о том, что мой браслет расплавили, а потом придали ему нужную форму, или же когда она схватывала на лету детские стишки. С ней нужно было уметь договориться, и иногда у меня это получалось, но воистину я так и не смогла найти с ней общий язык.

В начале знакомства с ребятишками мой глаз видел лишь одно, но родители не должны так поступать. Именно они должны быть теми, кто увидит уникальность своего ребёнка, покажет ему и направит в нужное русло. И я рада, что смогла разглядеть в детях ещё что-то, помимо того, что сразу бросается в глаза.

Я должна написать о третьем этапе, и он самый неприятный и, пожалуй, самый сложный – привыкание и усталость. Да, пора заканчивать розовую вату в этой статье. Когда я увидела детей, ознакомилась с ними подлинно, то пошёл процесс привычки. Я не знаю, почему, но они просто перестали меня слушать. Массово. Это были самые ужасные полтора месяца в моей жизни. Меня и изначально убивали шум и крики непослушных детей (которые и раньше слабо слушались), но в последние полтора месяца они меня просто убивали. Больше меня убивало то, что абсолютно каждый считал, что обязан обходить мои замечания стороной. Меня это жутко выводило из себя и напрягало. Я обещала написать, что третий этап отличается у одного или второго, и тут играют роль личностные черты характера работника, восприимчивость и самое важное – стрессоустойчивость. Так вот, если я окончательно поняла, что эта профессия – не моё, и я больше ни ногой в дошкольное образовательное учреждение, и не потому что я ненавижу детей, а потому что стрессоустойчивость у меня ни к чёрту, то у другого всё может быть в точности до наоборот. Я не знаю, насколько нужно быть спокойным, добродушным, чтобы суметь завлечь и не побоюсь этого слова – вытерпеть детишек. Дети – это цветы жизни, да, они чисты и невинны, но, чтобы в действительности найти с ними общий язык, нужно феноменальное терпение. Работник должен жить этим, чувствовать себя, словно рыба в воде и иметь идеологию самурая.

Это статься о нелёгком труде воспитателей, да учителей, раз на то пошло, а ещё о том, что у всего есть две стороны медали и то, что люди, родители должны уметь видеть то, что не видят остальные. Так вот, сколько хорошего в этой профессии, столько и плохого. Дети действительно чистые и искренние, но понравится ли вам, если кто-то будет всё время говорить лишь правду? Что-то подобное детская сущность. Но мы не можем винить их за это. Мы можем лишь любить, направлять и воспитывать. Воспитывать – это очень важное слово. Мы должны объяснять детям, что такое хорошо, а что такое плохо. Мы должны наказывать их за проступки. Мы действительно должны это делать, ведь в этом нет ничего ужасного! Это необходимо, потому что нельзя купить ребёнку новую машинку или новую куклу и «забить» на остальные аспекты. Мы не можем просто всучить ребятёнку игрушку, когда он плачет. Мы не можем забрать её у другого ребёнка и отдать тому, кто плачет из-за того, что у него её нет. Мы должны вкладывать в детей, но вкладывать не только финансово, а морально, особенно морально! Жаль, что многие об этом забывают. Возможно, если бы родители не забывали об этом, то не было бы ранимых, но слишком непослушных; весёлых и добрых, но неуправляемых; аристократичных, но жадных; умных, но безразличных. Это касается не только тех личностей, у которых есть дети, это касается абсолютно всех людей. Если мы научимся видеть то, что видно ни сразу, не так явно, или вообще не видно, а лишь покопавшись, можно найти, то мир станет лучше и гармоничней, а люди и всё остальное перестанут делиться на чёрное и белое.

Смотрите в оба, люди.

Автор: Оливия-Элай Фишер

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц