Вы когда-нибудь прогуливались по Баболовскому парку? Нам кажется, что многие жители Санкт-Петербурга в него ни разу и не заходили. А что вы о нём слышали? Про проект гольф-клуба, про гранитную то ли ванну, то ли чашу Екатерины в руинах дворца, про лес и длинные дорожки, где можно бегать и гулять с собакой. И это всё? Если вам достаточно этих сведений, то тогда не будем вас беспокоить, но если вам интересно узнавать новое, то, вполне возможно, мы сможем убедить вас совершить эту интересную прогулку.
КНИГ МНОГО, ПРАВДЫ МАЛО
Те, кто всё-таки знает о Баболовском парке не понаслышке, могут сказать: позвольте, но что вы нам можете предложить нового? Про этот парк уже написано не один раз, его история отражена в известных работах Ильи Яковкина и Сергея Вильчковского. А сколько было издано книг и путеводителей в XX веке! Из последнего можно вспомнить, к примеру, книгу известной знатокам Пушкина Галины Семёновой. Кроме того, о Баболовском дворце и ванне Суханова всего десять лет назад была написана книга Владимира Рубана. Поэтому что нового вы сможете нам рассказать и показать – мы и так всё видели и всё это знаем.
Ну что же, действительно, книг и статей, где упоминается Баболовский парк, написано много, но именно поэтому мы и предлагаем «знатокам» пройтись с нами по дорожкам Баболовского парка. Всему ли написанному надо верить и обо всём ли написано в этих книгах и статьях? Готовы поспорить, что многое из того, что мы расскажем, вы не знали и не могли узнать из многочисленных книг о Царском Селе, городе Пушкине и Баболовском парке.
Вот, например, ставшее практически стандартным штампом утверждение: «В 1850–1860-х годах начинается осушение болот, вырубка части елового леса и посадка лиственного. Вокруг границ парка была проложена круговая дорога, а внутри прорезаны просеки. Всё это сделано для удобства пеших прогулок и верховой езды. На благоустройство парка тратятся огромные суммы». Это, мягко говоря, не соответствует действительности и противоречит сохранившимся архивным документам. Также не имеет ничего общего с документально подтверждёнными событиями следующая фраза: «История парка неразрывно связана с существовавшей здесь Баболовской мызой, подаренной императрицей Екатериной II князю Григорию Александровичу Потёмкину Таврическому, и где в 1780 году был построен деревянный дом усадебного типа».
Увы, таких ошибок, заблуждений и мифов о Баболовском парке рассказывается достаточно много, и даже сотрудники ГМЗ «Царское Село» были искренне удивлены, когда мы на протяжении нескольких часов с копиями документов в руках рассказывали им историю Баболовского парка, дворца, Таицкого и Виттоловского водопроводов.
В своих архивных изысканиях мы получили ответы на множество вопросов. Когда была проложена каждая дорожка на территории парка, когда и как реконструировалась дорога, разделяющая Александровский и Баболовские парки, кто принимал решения на этот счёт и почему? Что представлял собою парк в разные периоды времени, какие проекты по его изменению предлагались и почему отвергались. Для чего предназначался сам парк и как он использовался длительное время, когда и какие гидротехнические и иные сооружения были построены и для чего? Как строился сохранившийся Баболовский дворец, были ли у него прототип и сколько было больших ванн в нём по очереди?
Для подробного рассказа об этой истории формат статьи не подойдёт – здесь требуется целая книга. Поэтому очень коротко остановимся лишь на нескольких интересных фактах.
БАННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
Итак, что можно назвать самым старым искусственным сооружением на территории Баболовского парка, когда и почему оно было создано? Правильный ответ - это Баболовская дорога, она раньше называлась «Баболовский просек». Изначально это нивелировочная просека, прорубленная осенью 1743 года в ходе изысканий капитана Зверева по подводу воды в Царское Село.
Продолжение этой просеки за пределами Баболовского парка известно под названием Подкапризовой аллеи. Другой весьма старый объект, который, к сожалению, очень плохо сохранился – Виттоловский канал, вырытый в 1749 году. Кстати, руководил строительством канала тот же офицер, которого пригласили помочь гражданским архитекторам построить правильные, с точки зрения военной фортификации, бастионы Зверинца – Пётр Островский (подпоручик в 1748 году, а через два года уже капитан).
Ещё одна, как мы уже сказали выше, распространенная ошибка – в утверждении, что на месте Баболовского дворца в 1780 году был построен«деревянный дом усадебного типа». Но из архивных документов следует, что весной 1779 года императрицей Екатериной II принимается решение о возведении для его светлости князя Григория Александровича Потемкина на берегу вновь образовавшегося при запруде реки Кузьминки пруда любопытного деревянного строения. Строительством дома руководил сержант Преображенского полка Александр Старов, а командиром этого полка с 1774 по 1783 год как раз был сам светлейший князь.
Этот одноэтажный деревянный дом состоял из 8 помещений. Среди них были: Большой зал с 12 нижними и 11 верхними окнами, четыре помещения с девятью окнами, помещения для ванны с 4 окнами. Ванна была обложена орлянской плиткой, с деревянной галереей поверху, с лестницей вниз, также имелась лестница из ванны на пол. Имелись также галерея с пятью окнами и помещение бани с котлом для нагрева воды, а также изразцовые печи для отопления дома. Невдалеке было построено и небольшое здание для кухни. В конце июня 1781 года в честь открытия нового дома был сделан большой фейерверк.
Вероятно, этот удалённый от резиденции «развлекательный комплекс», включавший баню, большую ванну, а также покои для отдыха и пиршества, очень понравился императрице, раз спустя всего полтора года - в ноябре 1782 года - она принимает решение на месте старого дома построить новый, каменный, причём с тем же набором помещений и с новой ванной, отделанной серым и белым итальянским мрамором, с медным краном и сливным отверстием, прикрываемым специальной крышкой.
Мраморная ванна была большая - диаметром две сажени один аршин и три четверти (т.е. 5,5 метров!), а вышиной два аршина и три вершка (155 см). Новая гранитная ванна, изготовленная Самсоном Сухановым вчерне в 1818 году, была диаметром 5,25 метра и 1,95 см высотой. Однако она долго стояла без дела – работы по переустройству дворца начались только в 1824 году. Разобрали старое помещение вместе с мраморной ванной, после установки новой гранитной ванны в августе 1824 года артель Суханова приступила к её полировке. Затем, судя по заключённому контракту, он должен был сделать отверстия для слива воды и для установки двух кранов – для подачи горячей и холодной воды.
Увы, смерть Александра I приостановила работы по Баболовскому дворцу на пару лет. Судя по всему, новый император не захотел оплачивать все предусмотренные проектом Стасова устройства: не видно места для подвода свинцовых труб и отверстий для кранов, нет подставок под ванну в виде черепах, да и существующее отверстие на дне ванны больше похоже на технологическое, сделанное для центровки над заранее подготовленным стоком.
Почему император не захотел закончить «банно-развлекательную» задумку своего старшего брата, мы точно не знаем, но именно благодаря Николаю I сложилась современная структура Баболовского парка, который он хотел видеть как место уединения и отдыха для себя и своей семьи. Это по его личному указанию были проложены большинство дорожек парка, а также по его решению участок Парковой улиц от Орловских до Баболовских ворот имеет пару изгибов около современного института имени Турнера.
ЛИЧНЫЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ПАРК
Парк в николаевское время выглядел совсем иначе: никакого густого леса, территория была максимально открытой. Этот подход был заложен с самого начала паркового строительства в Царском Селе при Николае I. В 1827 году садовником Ляминым были предложены «Практические наставления к содержанию царскосельских садов в порядке и чистоте». Одним из первых пунктов этого Наставления был следующий:
«Красу садов и парка составляют:
Луга и газоны;
Аллеи, лесные куртины, одиночные деревья и разный кустарник;
Цветы;
Воды;
Дороги;
При хорошем всего этого состоянии и отличной чистоте».
Уделялось также внимание тому, какие сорта деревьев надо сажать, чтобы учитывалось эстетическое восприятие парка в разные времена года. Например, выделялось такое понятие, как «красный лес», в него входили дуб, клён, вяз, ясень, рябина, терновник.
Таким образом, мы можем представить себе требования, предъявлявшиеся к парковому искусству в начале XIX века российским императором, который решил отойти от пышных и парадных форм резиденции к паркам «личного назначения». Баболовский и, частично, Александровский парки в 1840-е годы можно считать теми образцами, где эти подходы были воплощены в полной мере: большие открытые пространства на которых располагались небольшие группы деревьев, включая одиночные, извилистые дорожки и минимум архитектурных форм.
Ещё одним подтверждением этого перехода к парку личного характера, парку поместья, служит непривычная для нашего времени утилитарная составляющая. Открытые пространства активно использовались не только для красоты, но и для и сенокоса, а скошенная трава использовалась по своему прямому назначению - в качестве корма для животных. В той части парка (левый берег Кузьминки), где исторически были крестьянские сенокосы, жители деревень Соболева и Александровка продолжали косить траву для своих нужд: у первых было 17 десятин, у вторых – 92 десятины. В другой части парка (правый берег) покосы площадью 135 десятин использовались в качестве «сырьевой базы» императорской фермы. Около Баболовских ворот был построен специальный сарай для хранения сена, а недалеко от Баболовского дворца – летний телятник.
Другой популярный «бренд» Баболовского парка – аллея серебристых ив, которую иногда считают образцом старинной парковой работы. Действительно, аллея очень красива, особенно ранней осенью, когда среди разноцветных листьев окружающего леса вдруг постепенно начинало проявляться нечто, напоминающее слегка размытое серебристое облако.
И только подойдя вплотную, вдруг понимаешь, что перед тобой аллея из старых ив. Но – не старинных (хотя бы потому, что ива серебристая редко доживает до 150-летнего возраста). Эти деревья были посажены достаточно поздно – в конце XIX века, а может быть, и в самом начале XX-го, поэтому их можно считать самыми последними примерами посадок императорского периода. Дорожка, вдоль которой они растут, была создана только в 1882 году как составная часть мягкой дорожки для верховой езды, кольцом проходившей через Баболовский и Александровский парки. Решение о создании этой верховой дороги принимал лично Александр III, подробно указывая, где она должна была проходить.
На протяжении долгого времени, включая вторую половину XIX века, место, по которой проходит эта аллея, было большим полем, на котором находился сенокос крестьян деревни Соболевой. В 1930-х – начале 1940-х годов, когда эта часть парка и Баболовский дворец находились в ведении лётной школы - с левой стороны ивовой аллеи (если идти от Новобаболовской дороги) находился стадион, а с правой стороны, где сейчас лес, стоял их полевой лагерь.
И это лишь небольшая часть того, что можно рассказать о подлинной истории Баболовского парка, которая вовсе не нуждается в приукрашивании и мифологизации. Вопрос только в другом: насколько эта подлинность нужна окружающим…
Александр Потравнов, Татьяна Хмельник (https://regionavtica.ru/articles/zametki_o_nastoiashej_istorii_babolovskogo_parka.html)
30 июня в 15.00 пройдет бесплатная экскурсия «Баболовский парк Царского Села, Бауэров канал и Таицкий водопровод»