Большинство из нас так или иначе страдает от того, что всем людям без исключения свойственно развешивать ярлыки направо и налево. Причем, не важно, "хорошие" это ярлыки или "плохие", мы все развешиваем их. Более того, мы используем их не только в отношении отдельно взятых других людей, но и в отношении самих себя, а также происходящих событий, фактов и вообще всего подряд.
Почему, зная об иллюзорности и частой ошибочности своего "первого впечатления", вреде поспешных выводов и опасностях "раздачи" ярлыков и социальных маркеров вроде "хороший", "плохой", "злой", мы не перестаем бегло судить о других людях?
При этом подобная стереотипность в мышлении никак не зависит от того, насколько человек считает себя умным и рассудительным. Напротив, вполне может оказаться, что тот, кто считает себя умнее остальных, находится во власти тех самых ярлыков — не осознавая, что за резкими и однозначными суждениями как правило не стоит никаких адекватных критериев, а основой для оценки служит пустой социальный стереотип или неосмысленная установка.
Не только теоретические, но и эмпирические исследования природы наших ярлыков и клише (например, Т. Нельсон, "Психология предубеждений", 2003) показывают, что подобные явления основаны на стереотипности нашего восприятия и мышления. По факту стереотипы выполняют множество разных полезных функций — от индивидуально-психологических, вроде упрощения и упорядочивания получаемой нами информации, до сложных социокультурных — наподобие групповой идентификации и регуляции межгрупповых отношений. Стереотипы служат средством получения, инструментом закрепления и распространения и необходимым основанием для структурирования информации. Вместе с тем, люди, ориентированные на практику и быстрое получение результата, оказываются наиболее подвластными ограничениям собственных и социальных стереотипов потому, что не утруждают себе критическим осмыслением своих выводов и установок.
Желая быть эффективными в коммуникации с другими людьми мы должны действительно точно распознавать, кто есть кто, и кто какое место занимает в групповом взаимодействии. Поэтому стремление к быстрому развешиванию ярлыков на длительной перспективе может оказаться большой проблемой, и если мы не способны к осмыслению своих суждений, проступающих по мере общения с другими людьми, мы склонны оказываться во власти собственных предрассудков. Дело в том, что всякий стереотип служит для нас как бы фильтром восприятия, за которым не соответствующая "цензору" информация оказывается отсеяна.
Как вывод нужно понять, что если мы хотим сохранять с важными для нас людьми хорошие отношения как можно дольше, или хотим действительно разобраться в другом человеке, мы должны помнить, что стереотипы и оценки, даже если они кажутся нам невинными и позитивными, являются преградой, поскольку не позволяют нам увидеть того, чего мы не видим, и узнать то, чего мы еще не знаем.
Это звучит парадоксально, но именно засчет наших предубеждений и стереотипов мы попадаем в ситуации, когда нам кажется, что мы уже все о человеке знаем, и он становится для нас неинтересным.
Опуская все возможные нюансы и особенности других людей, мы склонны фиксировать только то, что считаем главным. Но проблема состоит в том, что за этим "главным" мы можем не видеть динамики, происходящей в жизни человека, за отдельно выхваченными проявлениями и поведением не замечать множества деталей и подробностей, а за своими оценками — не замечать самого человека, со всей его внутренней сложностью, неповторимым личным опытом и, конечно, способностью меняться.
Если вы хотите, чтобы человек оставался для вас важным, или же вы хотите, чтобы другие люди ценили вас и находили в вас нечто значимое, попробуйте проявлять чуть более разносторонний к ним интерес. Да, возможно, это потребует от вас немного больше усилий, чем обычно, поскольку вы будете вынуждены искать новые вопросы и пробовать смотреть на людей с новых сторон, но именно такое внимание к другим может оказаться для вас началом действительно эффективной социальной жизни. Ведь настоящий лидер — это тот, кто прекрасно разбирается в том, что за люди за ним следуют, в чем их реальные потребности, и как с ними нужно взаимодействовать.
Если же мы будем продолжать развешивать свои ярлыки, считая это упрощение средством повышения эффективности, мы можем оказаться в ситуации, когда ни мы не можем понять других при том, что считаем их всех понятными, ни нас, в итоге, никто понять не может, потому что мы не знаем, как с ними общаться.
Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления
и на нашем сайте.