В заметке про самиздат я обещала рассказать про издание книг за деньги, тем более, что это коснулось и меня.
Когда роман «Соло на грани» победил в конкурса издательства Эксмо и я, счастливая, привезла изданные книги родителям, первый вопрос был: «сколько заплатила?».
Когда я сказала, что нисколько, наоборот, гонорар заплатили мне, они... не поверили! Вот так взяли — и не поверили! И это не было связано с неверием в собственную дочь. Это было связано с незнанием реалий.
Как оказалось, путаются в показаниях не только далекие от литературы люди, но и начинающие писатели. А как тут не запутаться, когда сеть пестрит объявлениями: «Издадим вашу книгу за ХХХ рублей» или «Издание вашей книги, приобретите удобный вам пакет продвижения!». Это же исполнение мечты! В «пакет», как правило, входит верстка, сама печать, доставка книг до автора и упоминание на сайте издательства. Иногда, за отдельную плату, небольшая реклама в сосетях.
В результате автор получает на руки тираж (сколько заказал, столько и получил), а дальше — плюхайся, как знаешь. Пристраивай, куда можешь. Книжные магазины не возьмут — им ни к чему эта головная боль. Разве что маленькие, не сетевые. Или продавцы на книжных развалах. Ладно, если заказал 100-200 экземпляров, они потихоньку разойдутся среди друзей-знакомых (в качестве подарков), а если от тысячи и выше? Получить прибыль можно будет, только продав их все, а цена, с учетом закупочной, выйдет немаленькая.
Этот способ издания среди писателей считается если не постыдным, то ерундовым. То есть, если в компании состоявшихся, издающихся авторов вы признаетесь, что вот таким образом напечатали книжку, вас могут принять за графомана. Правда, если вы вляпались по неопытности, все сведется к шуткам, все же ошибаться — естественно. И это не снобизм и не задирание носа.
Почему?
Да потому что писатели привыкли, что издательство платит авторам за право издать книги, а не берет деньги с них. Помните, как в одном мультфильме про племянников Дональда Дака рабочие платили, чтобы им позволили ходить на работу? Вот примерно такая параллель.
Но есть исключения. Они общепризнанны, и если книга издается по одной из ниже перечисленных причин, это считается нормальным и даже правильным.
1. Поэзия.
Поэтам издаться в наше время очень, очень нелегко. Сейчас их удел небольшие местячковые сборники или периодика. Но душа-то большего просит! Поэтому — да, если вы поэт, издать собственный сборник за собственные деньги — хороший вариант. Потому что издательствам, которые платят гонорары вы не сдались. Вот вообще, даже если вы гений (если мирового уровня и медийная личность — возможно, они подумают).
2. Мемуары.
Одному антиквару принесли статуэтку и попросили за неё много денег. На объяснения, что эта статуэтка никакой ценности не представляет, продавец воскликнул: «Но она принадлежала моей бабушке!». И получил ответ: «Вещи вашей бабушки интересны разве что вашему дедушке».
Вот так и с мемуарами. Конечно, если их автор — звезда первой (или хотя бы второй) величины в какой-то сфере, скорее всего книгу издадут как нон фикшн. Или включат в серию «жизнь замечательных людей». Но таких единицы.
Но эти самые мемуары очень могут быть дороги лично вам. Потому что они — часть вашего рода, часть вашей истории. Их могли написать ваш папа, дедушка, иди бабушка, любой дорогой и значимый лично вам человек... Они будут на месте в семейном архиве. Вот тут и придет на помощь «издательство за ваши деньги». Здесь оно незаменимо!
3. Семейные истории.
Когда родилась моя знакомая, её дедушка начал сочинять сказки. Потом их рассказывали другим внукам и далее по цепочке. Эти сказки стали частью семьи.
Знакомая, уже имея собственного ребенка, собрала их, отредактировала, нашла иллюстратора и издала «за деньги». Это был единственный способ получить книгу. Тираж небольшой, штук двадцать примерно. Разошлись по родным, которым эти сказки очень дороги вне зависимости от художественной ценности. Это — личный раритет.
4. Учебная литература.
Некоторые преподаватели — авторы уникальных методик. Методички нужны для студентов, чтобы получить качественное образование. Ксерокопии? Люди, ну 21 век на дворе, зачем столько лишних движений, если можно получить качественную, красиво оформленную книгу?
5. Коучи.
Опять про методички, только другого плана. Они нужны для работы, так что этот вариант — идеален!
6. Специализированая литература.
Тут тоже все ясно. Книгу по генетике окраса посвых, например, издательство не возьмет, при этом среди заводчиков собак будет немало желающих приобрести экземпляр. При условии, конечно, что автор — имя с своей области. Это реальный пример, книги не разлетаются как горячие пирожки, но спросом пользуются, уже второе издание переживают.
Поставьте сюда книгу в любой другой интересующей вас сфере — получите то же самое.
7. Подарочный экземпляр.
Красивый, в кожаным тиснением и золочением... Тут все и так понятно. Эксклюзив всегда в цене.
8. Популярный автор.
В той же статье я писала, что часть авторов не издаются или из-за неформата, или не видят для себя смысла отдавать права на книгу, которая хорошо продается в сети. У них большая аудитория и читатели просят бумажный экземпляр. Зачем лишать их удовольствия? До недавнего времени авторы составляли список, узнавали в типографии цену, собирали предоплату, а потом рассылали экземпляры с автографом. Тираж печатался строго под количество желающих. Читатель получил свое, автор — свое. Все счастливы, все довольны.
Правда, сейчас стало еще проще — я следующей статье я расскажу про «печать по требованию», на который перешли такие авторы.
Заметили разницу?
В издании книги за свой счет на самом деле нет ничего постыдного, если вы знаете, зачем это делаете. А если «я не хочу делить прибыль с издательством, мои книги сделают меня миллионером», или «издатели тупые, раз не понимают своей выгоды! Отказаться от такой гениальной книги!», то подумайте еще раз. И еще. И еще. Оно вам точно нужно?
Другие стати по теме издания книг
Почему авторы все чаще выбирают самиздат?
Печать по требованию. Новый вид издания
Краудфандинг - издаем книгу всем миром!