Сейчас в эпоху, когда в воздухе летают ракеты и беспилотники эти громоздкие и постоянно привязанные к определённому маршруту составы кажутся странным реликтом. Но совсем иначе обстояло дело каких-то 100 лет назад. В стране полыхала Гражданская война. Красные убивали белых, белые красных, зелёные белых, голубые красных и так далее. Авиация ещё слабо развита, а танки так быстро ломаются, что не приходится даже и думать использовать их на российских просторах. Вот и получалось, что единственным приемлемым средством были бронепоезда.
Один из таких бронепоездов ещё во время войны превратился в легенду. Частью это было из-за его названия - «Офицер», а частью это было следствием удачи, оберегавшей его до самого конца. Известность этого бронепоезда была столь велика, что Михаил Булгаков, подбирая названия для бронепоезда из второго сна пьесы «Бег» остановил свой выбор именно на нём. Впрочем история его началась также обычно, как это всегда бывает.
Первые дни нового бронепоезда.
Бронепоезд «Офицер» был создан 7 августа 1918 года в Екатеринодаре из трофейных бронеплощадок, брошенных красными. Причина его создания была самой простой: мост через Кубань взорван и бронепоезда белых не могут поддерживать свои войска. Тогда, правда, бронепоезд ещё не носил своё легко узнаваемое имя. Нет, его он подучит лишь 16 ноября того же года.
Первые дни своего существования бронепоезд встретил в постоянных сражениях. Начиная от станции Абинской и заканчивая Армавиром, бронепоезд всегда следовал за армией. Так продолжалось вплоть до сентября 1918 года, когда во время боёв за село Успенское был серьёзно ранен первые командующий бронепоездом - капитан Борис Васильевич Харьковцев. Ранение оказалось не смертельным, но бронепоезду потребовался новый командующих.
В тоже время в негодность пришло материальное состояние бронепоезда, в следствие чего бронепоезд был отправлен в Новороссийск для ремонта. Ремонт продолжался до октября 1918 года, после чего бронепоезд был переброшен под Ставрополь, сыграв свою роль в его взятии. После этих событий бронепоезд уже получает своё наименование, а в командующие (поначалу временные) вступает полковник Михаил Иванович Лебедев (по другим данным он вступает в командование лишь 23 мая 1919 года, а до этого периода бронепоезд возглавляет полковник Ионин).
От Донбасса до Орла.
Весной 1919 года бронепоезд перебрасывают в Донецкий район, где продолжают идти ожесточённые бои с красными. Знаменитый бронепоезд получил там не менее знаменитых противников. Так уже 9 марта завязался бой «Офицера» с красным бронепоездом №3, которым командовала единственная за всю историю бронепоездов женщина. Не нужно и говорить, что это был её последний бой.
После прорыва позиций красных бронепоезд наступал вместе со всей армией и уже 25 июня вошёл в Харьков. Этот город на всегда остался в памяти членов команды. Особенно для её молодой части. Георгий Фёдорович Пронин потом, позднее, посвятит Харьковским дням несколько глав в своей полуавтобиографической книги, посвящённой легендарному бронепоезду.
Однако времени на отдых не было. Уже 1 июля бронепоезд вновь в бою. На этот раз уже недалеко от Белгорода. Снаряд вражеского бронепоезда перебил ему путь отступления и он был вынужден наступать на врага, хотя у него и кончились боеприпасы. Красные спешно отступили.
В середине октября бронепоезд участвует в штурме Орла, который удаётся взять, но уже вскоре начинается общее отступление белой армии. В этот период бронепоезд бросают с одного фронта на другой, стремясь прикрыть войска, так что люди находятся под постоянным напряжением.
Позднее Георгий Пронин так опишет сражения, в которых пришлось участвовать бронепоезду:
"Строчат пулеметчики рядом,
Орудья грохочут звеня,
И весь «броневик» от снарядов,
В огне и в дыму от огня".
Несмотря на сопротивление положение выправить не получается и бронепоезд оказывается там же, где и вся остальная армия: под Новороссийском. В марте 1920 года бронепоезд взрывают, чтобы он не достался красным, а члены его команды эвакуируются в Крым.
Крымский конец.
О последнем периоде существования бронепоезда писать подробно нет смысла. Достаточно лишь упомянуть, что уже в апреле бронепоезд в прежнем составе был восстановлен и вновь отправился в бой. И он был в бою вплоть до конца октября 1920 года, когда он оказался в ловушке, из которой сумели выйти живыми лишь немногие из членов команды, оставив машину.
Выжившие члены команды эвакуировались из Крыма и частично вошли в состав 6-го отдельного бронепоездного дивизиона. Однако история самого бронепоезда заканчивается в России, в борьбе за которую он погиб.