Изабель МакДафф графиня Бухана родилась в 1286 в Шотландии, ровно в год смерти Александра III – короля, худо-бедно обеспечивающего независимость страны.
Эдуард I Плантагенет, на тот момент король Англии, первоначально намеревался женить своего сына на дочери Александра, но после его смерти быстренько сориентировался и, в условиях некоторой неопределенности с наследниками, слегка помог взойти на шотландский престол Джону Баллиолю, вроде как лояльному к Англии. Но тут уже вмешался с интригами всякими нехорошими король Франции Филлип IV Красивый, которому такое усиление Англии было не с руки, и заверте…
Не буду перегружать ваш и без того информационно перегруженный мозг, но важно, что Изабель как представительница шотландского клана МакДафф (в некоторых транскрипциях, в том числе в переводах Шекспира – Макдуфф), за которым со времен короля Макбета было закреплено право вести нового короля к трону во время коронации, не могла оставаться в стороне от этого бардака.
Ну то есть, могла, конечно, сидеть и вышивать гобелены у окна башни, тем более что девятнадцати лет от роду была выдана замуж за Джона Комина графа Бухана, но очевидно не хотела. Ну не лежала у нее душа к вышивке, можно понять.
Супруг ее Джон Комин был кузеном другого Джона Комина Рыжего, графа Баденока. Этот Рыжий, в целом, виноват был только тем, что претендовал на престол Шотландии наравне с Робертом Брюсом. Допретендовался чо. Роберт, чтобы закончить муторную возню с неочевидными преимуществами, позвал Джона Комина перетереть за их дела в Дамфризе в Грейфрайарской церкви 10 февраля 1306 года, и там собственноручно зарезал его, чтобы уж окончательно сделать свои преимущества неоспоримыми.
Поскольку убийство на святой земле даже в те дикие времена было событием шокирующим, и папа за такое не глядя отлучал преступника от церкви, то Роберт понимал, что с коронацией надо прям сильно поспешить.
Роберт Брюс, загоняя лошадей, чтоб обогнать папскую буллу об отречении, скачет на то место, где с Кеннета МакАльпина короновались шотландские властители, и до совсем недавнего (по меркам Брюса, разумеется) времени лежал Скон – камень судьбы. В идеале, будущий шотландский король должен был принять помазанье сидя на нем. Но камень спер Эдуард в 1296 году, за 10 лет до описываемых событий и засунул под свой трон, чтобы так вот обозначить притязание на Шотландию. Молодец.
Изабель своими путями узнает о том, что Брюс торопится в Скон на коронацию и решает, раз ее младший брат тусит при дворе все того же вездесущего Эдуарда (был тогда такой обычай, хорошо описанный в Игре престолов – держать детей своих врагов поближе к себе), то короновать Брюса будет она сама.
Представьте, девушке 20 лет, ейный муж Брюса ненавидит, его тоже можно понять – кузена заманили и убили, в Шотландии такое не прощали, клан Коминов вышел на тропу войны, вендетта и как там еще в 14 веке развлекались. Но блин идея – наше все, а муж, видимо старый и противный, короче, Скотланд! Фридом! Изабель умыкает его лучших скаковых лошадей (на это в хрониках особенно упирают) и несется во весь опор в Скон, чтобы принять участие в коронации и сделать из Брюса максимально легитимного короля.
Опаздывает ровно на один день. Но, Роберту жизненно необходимо любое подтверждение его легитимности, так что 25 марта 1306 года он перекороновывается еще разок, уже с участием прекрасной представительницы клана МакДафф. Чтоб уж наверняка.
Собственно, это завязка. К мужу Изабель, разумеется, не возвращается (помним лошадей, да?). Но Роберт Брюс не самая лучшая компания для женщины, на него охотятся все кому не лень, начиная с Эдуарда и заканчивая всеми представителями клана Коминов и их сторонниками.
Поэтому, в июле 1306 года Брюс отправляет самое дорогое: свою жену Элизабет, дочь от первого брака Маргарет, сестер Кристину и Мэри и нашу Изабель в замок Килдрамми под защиту своего брата Нила. В сентябре замок был атакован англичанами, но держался, пока осаждающим не удалось подкупить одного кузнеца, который устроил внутри крепости пожар. Согласно хроником, всех защитников замка казнили, а кузнеца по имени Осборн таки наградили обещанным ему золотом, только в расплавленном виде – влив ему в горло.
А вот девушкам и Нилу Брюсу удалось сбежать, говорят, благодаря помощи графа Атолла. Они все укрылись в одном святилище недалеко от Абердина. Но граф Росса (Уильям II граф Росс), хозяин тех мест и сторонник Комина, их оттуда вытащил и отправил англичанам. Козел. Ну это мое мнение, у него, возможно, тоже была идея. Но скорее – английские деньги и привилегии.
С женой Брюса Элизабет Эдуард обошелся вполне прилично, поскольку ей повезло быть одновременно дочерью эдуардова союзника, а вот с Маргарет уже не стали церемониться. А ведь были же еще сестры и, конечно, Изабель, преступно возложившая вот этими вот руками корону на голову, которая Эдуарду сильно не нравилась.
За десятилетнюю Маргарет вступились, кто неизвестно, но кто-то очень влиятельный, поэтому ее «просто» засунули в Уоттонский монастырь как и сестру Брюса Кристину. А вот второй сестре Мэри и самой Изабель так не повезло. Их, согласно королевскому указу заточили в клетки и подвесили снаружи на стенах замков Роксберо и Бервика соответственно.
Впрочем, исследователи в этом месте не могут прийти к единому мнению. С одной стороны существует документ, якобы инструкции Эдуарда относительно условий заточения Изабель, в которой он распоряжается посадить ее в тесную клетку из камня и железа в виде креста и вывесить снаружи замка Бервик на растерзание стихиям и поругание и насмешки толпы. С другой стороны, вряд ли бы она выжила в таких условиях, а она прожила в этой клетке около 4 лет и только потом ее перевели в монастырь кармелиток где-то неподалеку, где и скончалась совсем чуть-чуть не дожив до освобождения.
Впрочем, Эдуард I король английский был тот еще маньяк, один способ казни Нила Брюса чего стоит, а женщины в ту пору значительно покрепче нынешних. Пропаганда прекрасно работала и тогда: с обеих сторон, документы поправлялись, хроники переписывались. Так что кто его сейчас знает, как на самом деле все было.
Маргарет, кстати, пережила плен и вышла впоследствии замуж за Уолтера Стюарта - ее рукой в лучших традициях рыцарских романов наградили 6-го верховного стюарда Шотландии за выдающиеся победы в битве при Баннокберне. И стали они основателями новой династии королей – Стюартов, потомки которых до сих пор сидят на тронах Европы. Но это уже совсем другая история.