____________________________________________________________________
Основы христианского вероучения
Цикл статей - 33/60
Ведущая: В прошлый раз мы говорили о том, можно ли доказать существование Бога. Этот разговор касается более широкой проблемы - познания Бога вообще. Познаваем ли Бог, и каким образом человек может познать Его. Многие люди задаются этим вопросом.
Зайцев Е.В.: Да, действительно, этот вопрос очень важный и интересный для человека – насколько познаваем Бог, существо по сути дела запредельное для нас, как говорится в философии, - трансцендентное. Что мы в действительности можем сказать о Том, Кого не видим, Кто в отличие от нас, существ материальных, ограниченных, смертных, вечен и бесконечен. Можем ли мы вообще что-то знать о Нем?
Мы уже говорили о том, что мы можем знать о Боге, но только лишь в рамках того, что Сам Бог о Себе говорит, как Он Сам себя открывает. Бог действительно Себя открывает, открывает в своем творении, в мире, который Он сотворил таким прекрасным, гармоничным, целесообразным. И изучая этот мир, мы постигаем Бога. Мы познаем Бога, изучая самих себя, потому что мы тоже творение Божье. Он сотворил нас по Своему образу и подобию. И когда мы пытаемся постичь себя, тем самым мы постигаем Бога, Своего Творца. Вместе с тем мы должны понимать, что откровение Бога в природе, в человеке ограничено. Грех исказил характер Божьей реальности, т.н. общего Божьего откровения, исказил самого человека, его познавательные способности. Поэтому то знание, которое человек получает о Боге, изучая этот мир, изучая себя, может быть ущербным, может быть не до конца правильным, может даже искажать образ Бога.
Ведущая: Видимо, этих источников Божественного откровения недостаточно? Предусмотрел ли Бог для нас нечто лучшее и нечто большее, чтобы наше знание о Нем было действительно достоверным, адекватно отражающим Его таким, какой Он есть?
Зайцев Е.В.: Да, конечно. Одним из таких путей Божьего откровения является Библия, Слово Божье. Как раз в этой книге Бог открывает Себя через дар пророчества, через особых людей, которых Он сам призывает на служение и через которых Он передает Свою волю, Свою весть людям. По сути это дар Божьей благодати. Если бы мы не имели этого Слова, то не могли бы знать Бога, как Он есть, каков Его характер, какова Его воля, каковы Его планы относительно нас, нашего будущего. В Библии это все открывается. И знакомство с этой удивительной книгой, со Словом Божьим, помогает нам в этой жизни, такой неспокойной, такой нелегкой, помогает нам как-то стабилизироваться, обрести уверенность, осмыслить себя, свое существование, смысл своего бытия и с надеждой смотреть в будущее. Однако, это еще не все. Оказывается Библия как одна из форм Божьего откровения представляет собою лишь промежуточный этап на пути дальнейшего откровения Бога нам людям - откровения удивительного, уникального, неповторимого. Ни в какой другой религии мира подобного просто нет.
Ведущая: А о чем идет речь, о какой форме Божьего откровения?
Зайцев Е.В.: Речь идет о боговоплощении, о том, что Бог открывается нам людям не просто через какие-то промежуточные формы: дар пророчества, свое творение, свое слово – Он открывается человеку напрямую. Об этой форме Божьего откровения очень интересно сказано в послании к Евр. 1:1, 2: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».
В этих словах показана преемственность различных форм Божественного откровения и подчеркивается то, что боговоплощение, то есть явление Бога как человека на земле, является по сути кульминацией Божьего откровения, то есть это наивысшая форма Божественного откровения.
Очень важно подчеркнуть, что предшествующее откровение Божье, откровение в пророках, оно как бы было призвано подвести человека к истинному богопознанию, личному познанию Сына Божьего, Иисуса Христа. Сын Божий воплотился, стал «как один из нас». Он уподобился нам, чтобы мы, как писали многие отцы церкви в прошлом, могли уподобиться Ему. Сын Божий очеловечился, чтобы человек мог обожиться, чтобы в нас мог восстановиться утраченный по причине грехопадения образ Божий. Это уникальный способ для Бога явить Себя, открыть Себя, уподобившись Своему творению.
Ведущая: Но ведь это умаление, уничижение для Бога!?
Зайцев Е.В.: Безусловно, это сопряжено было с умалением, с уничижением. Сын Божий не просто уподобляется человеку, не просто принимает человеческое естество, Он принимает человеческое естество, ослабленное грехом на протяжении многих тысячелетий борьбы добра и зла. Сын Божий, став человеком, терпел боль, испытывал голод и жажду, Он уставал, Он мучился от того, что Его не принимают, не понимают, что Его осуждают несправедливо. Все то, что мы чувствуем, что мы переживаем, борясь с грехом, чувствовал и наш Господь Иисус Христос, хотя в Нем не было греха. Он оставался святым, чистым, непорочным.
*******
Полная версия радиопрограммы
-------
Если вам понравилась статья и Вы хотите читать наши другие публикации - подписывайтесь на канал Радиотелецентр "Голос надежды".
А также не пожалейте сил и нажмите "Палец вверх" и/или поделитесь нашей статьёй с Вашими друзьями в соц.сетях.
Хотите узнать ещё больше интересного? Заходите на наш сайт, а на канале YouTube найдёте много видео на разные темы.
А ещё мы приглашаем Вас в бесплатную Заочную Библейскую Школу!