Памяти схиархимандрита Эмилиана Симонопетрита
«Наконец-то! Столько лет я боролся и уставал в земной жизни, столько лет страдал от болезней и лекарств, но вот теперь я обрел покой. Зачем вы плачете обо мне, глухие и слепые? Я вошел в вечное Царство, обрел неизреченную радость и счастье. Я пребываю вместе с ангелами, праздную со всеми святыми! Я вошел в славу Божию!» – такие дерзновенные слова сказал старец Эмилиан после кончины своего отца, Хри́стоса Вафидиса, в 1977 году. Старец утверждал, что именно так сказал бы его усопший отец, если бы собравшиеся у гроба могли его слышать. И, наверно, те же самые слова сказал бы нам теперь сам старец Эмилиан, если бы мы могли его слышать. Девять дней назад он ушел в жизнь вечную – свершилось то, чего он ждал и чаял всю свою жизнь.
Человек не может быть счастлив, если его не влечет к себе небо
Это была главная тайна великого старца наших дней, схиархимандрита Эмилиана (Вафидиса). Он жил, каждый миг вожделея Царства Небесного. Этим и объяснялась та удивительная радость, которая передавалась всем, кому посчастливилось с ним общаться. Сам старец говорил, что «человек не может быть радостным, счастливым, достойным небес и любезным Богу, если его не притягивает к себе небесный мир, если он не ощущает, как душа его влечется к небу».
То, что многим кажется далеким и непостижимым – Царство Небесное, Бог, святые, – для старца Эмилиана было близко, просто и реально. Приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17), – эти слова Господа он переживал всей душой. И для всех, кто его знал, он был глашатаем Царствия Божия. Впрочем, не только для тех, кто знал его лично. Достаточно прочитать любую его книгу – и вот, ты словно выпил живительный напиток, прогоняющий любую печаль. Как можно печалиться, если есть Христос, есть небо?
Старец Эмилиан говорил о Царстве Небесном так, словно оно здесь, за дверью. Он, например, советовал своим духовным чадам: «Мы должны уже сейчас задуматься о том, как нам вести себя в час, когда Бог призовет нас, говоря: “Иди сюда, чадо”. Когда мы идем куда-то по делу, то заранее обдумываем, чтó мы там скажем. Вот так же давайте подумаем: когда я предстану перед Христом, чтó я Ему скажу? Что скажу Богородице? Что скажу Небесному Отцу? Что скажу Святому Духу, Который меня крестил, постриг в монахи, дал мне то, чего просила моя душа? Что я скажу святым, которых любил и чьим мощам поклонялся? Как я их отблагодарю? Давайте подумаем об этом сейчас, ведь очутившись на небе, мы можем растеряться, и потому нам нужно приготовиться заранее».
Новый старец Силуан
Сам старец непрестанно «готовился заранее» к тому мигу, когда предстанет пред Господом лицом к лицу. Еще в детстве он дал обет посвятить себя Богу. Его духовный сын, схиархимандрит Елисей Симонопетрит, говорил, что Александр (будущий отец Эмилиан) «с раннего детства воспринимал себя как приношение Богу и добровольную жертву».
В 26 лет он стал монахом и уже в самом начале своей монашеской жизни удостоился высочайшего благодатного опыта, по силе подобного тому, какой был дарован преподобному Силуану Афонскому. После отчаянной внутренней борьбы, сердечного плача, молодой монах сподобился явления Христа.
– Это Ты, Боже мой? – безмолвно вопросил отец Эмилиан.
– Да, это Я, – таинственно ответил Явившийся. – Столько времени ты зовешь Меня и сейчас не узнаёшь?
Так отец Эмилиан впервые увидел Егоже возлюби душа его (ср. Песн. 3:1). Каким образом увидел? Это знает только Бог. Но после этого всесветлого видения отец Эмилиан увидел также и всетемную тьму. Это был образ его внутреннего человека. Он отлично увидел его во свете Божием. Это было невыносимое зрелище. Он с болью заплакал, и в этот момент словно услышал таинственный призыв Божий:
– Если желаешь быть со Мной, тебе надо принять свою наготу. Тогда я наполню тебя всяким благом и очищу от всякого зла. Если же не признаешь своей наготы и скажешь, что представляешь из себя нечто, – тогда ты навсегда останешься таким, какой есть. Если решишь скрыть всю правду о себе и не примешь ее, Я уйду.
С болью подвижник решился ответить «да». Но лишь только он на это решился, радость вернулась в его сердце. В его смирившейся душе теперь было ликование о Возлюбленном. Божественный Свет проник в самые глубины его существа.
– Итак, ты принимаешь, что ты ничто, а Я всё для тебя? Тогда Я с тобой, – таинственно сказал в его сердце Господь.
С этого времени для отца Эмилиана началась новая жизнь. Он глубоко осознал падение человека и повреждение человеческой природы. Он понял, что такое подлинное покаяние и смирение. И впоследствии он смог научить этому своих чад. Очень часто он говорил, что духовная жизнь начинается с того момента, когда человек увидит, что он наг, грешен и немощен и что единственная истинная жизнь для него – это Христос.