Найти тему
Что там на Сотбис?

Под копотью оказалась икона петровской эпохи: русский коллекционер о своем деле

Это вторая часть из серии статей об Илье Подорванове, коллекционере, инвесторе и основателе галереи современного искусства Podorvanov Art Gallery.

В прошлый раз он рассказал о начале своего пути в мире искусства, а теперь настало время поговорить об удачных находках и привычках в коллекционировании.

Источник: личный архив Ильи Подорванова
Источник: личный архив Ильи Подорванова

О подходе к коллекционированию

Когда все запустилось — появились первые шоу-румы, — стало ясно, что нельзя заниматься только новыми иконами, есть огромный пласт произведений, доставшихся людям по наследству или вместе со старой недвижимостью.

Эти старинные иконы нужно реставрировать. Как и любое произведение искусства, они требуют специального ухода. В нашей мастерской могли его оказать, поскольку, напомню, моя сестра окончила Суздальское художественно-реставрационное училище. Так в нашу сферу интересов вошла старинная икона. Мы начали реставрировать чужие работы, а я стал увлекаться этим направлением как коллекционер.

По началу начинаешь собирать неосознанно, без системы. Ты скупаешь то, что тебе нравится визуально. Первая моя икона — икона Святых покровителей семьи и брака — просто мне нравилась. Со следующими начинает складываться какой-то алгоритм — ты понимаешь, для чего ты это делаешь.

Существует много систем, по которым люди собирают произведения изобразительного искусства — кто-то собирает определенную школу, кто-то — конкретные сюжеты, кто-то выбирает, например, только миниатюры. То же самое есть и в иконах. Кто-то увлекается коллекционированием с точки зрения происхождения, кто-то собирает только очень старинные иконы. Каждый для себя сам выбирает систему. Важно, чтобы произведений по этой системе было достаточно на рынке. Если выберешь слишком узкий сегмент, будет попросту сложно найти что-то новое для коллекции.

Источник: личный архив Ильи Подорванова
Источник: личный архив Ильи Подорванова

Возможно, я неправильно поступаю с точки зрения коммерции, но мне до сих пор нравится заниматься произведениями, которые мне сами по себе интересны. Очень сложно заниматься тем, от чего ты сам не получаешь удовольствия.

Можно заниматься мейнстривыми вещами. Например, есть знаменитая школа Палех. Эти иконы яркие, с большим количеством золота. Это такая стилистика, которая интересна всем. И мы, конечно, тоже работаем с этими иконами. Но интересно развивать и что-то другое. Если ты сам занимаешься каким-то направлением и вкладываешь в него с точки зрения исследований, рано или поздно его популярность тоже растет, а вместе с тем и цены.

Например, Евгений Ройзман [российский политик] большой отрезок своей жизни посвятил изучению уральского иконописания. Он исследовал и выявил новые ответвления старообрядческого иконописания. Сейчас это направление в цене, потому что его популяризировали. И таких направлений масса.

Меня увлекает наивная икона, которая написана не профессиональными мастерами, а деревенскими богомазами с явным нарушением пропорций. Я в этом не одинок, есть люди, у которых также глаза горят, когда они рассказывают о наивной иконе.

О том, какие иконы ценятся на рынке

Каждая старинная икона имеет историю, и это меня увлекает больше всего. Тяга к археологии у меня с детства — египетские пирамиды, клады. Часто надписи на иконах позволяют узнать больше о периоде написания, о владельце и иконописце. Помимо классической школы атрибуции по древесине, по технологии написания, есть эти надписи и даты, которые открывают новую перспективу.

В каждой иконе можно найти нечто захватывающее. Знаю, что людей, которые собирают оружие, увлекает процесс исследования: «А откуда этот кортик? Кому такие выдавали? Где это могло произойти?» Здесь та же история, что и у поисковиков, которые поднимают самолет и находят один-единственный шильдик, по которому потом определяют, когда состоялся последний бой для пилота и так далее.

По-настоящему старинных икон, созданных до 17-го века, сегодня в свободном обороте на рынке почти нет. Их в принципе мало сохранилось по многим причинам, а те, что есть, «гуляют» между коллекционерами. Поэтому ситуация, когда кто-то нашел в бабушкином доме икону 15-го века, маловероятна.

Икон 19-го века много, рынок до сих пор пополняется. Причем находят их в домах простых крестьян. Когда-то их покупали на ярмарках. Среди таких икон есть фантастическое количество шедевров — по уровню, по художественной задумке. Иногда прослеживается связь с каким-то человеком — иконописцем или заказчиком.

В конце 80-х и начале 90-х бесчисленное количество экспедиций проезжали по деревням — собирались все ценные древности, в том числе иконы. На работы 18-го и 19-го веков коллекционеры зачастую даже не смотрели — настолько их было много. Сейчас 15-й и 16-й век весь ушел по коллекциям и музеям. Почти все работы известны. Древности «исчерпали себя», это повлекло за собой новую волну собирательства в других контекстах — богородичные иконы 19-го века, серебряные иконы 18-го века. Сейчас очень востребованы иконы оружейной палаты, они могут стоить фантастических денег. 30 лет назад на них никто не смотрел.

Об удачной покупке

Я купил старинную икону, которая требовала реставрации. Со временем иконы темнеют, поскольку на лицевой стороне накапливается пыль, грязь, копоть. Особенно на старых произведениях, которые создавались при свете лампад, и вся копоть оседала на них.

Икона была черная. Было только примерно ясно, что это — Господь Вседержитель. Когда мы открыли авторский слой (убрали черные наслоения), то обратили внимание, что на обратной стороне этой иконы что-то написано витиеватым почерком.

До и после реставрации. На фото не та икона, о которой рассказывает Илья, но она также принадлежит 18-му веку, тоже является ценной, прошла процедуру атрибуции и сейчас находится в галереи Ильи
До и после реставрации. На фото не та икона, о которой рассказывает Илья, но она также принадлежит 18-му веку, тоже является ценной, прошла процедуру атрибуции и сейчас находится в галереи Ильи

Надпись было невозможно разобрать, и мы обратились во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря. Там занимаются исследованием памятников старины.

Специалисты провели инфракрасную съемку, и мы узнали из текста, что икона принадлежала человеку, служившему у Петра Великого. Скорее всего, она была создана для домашней молельни. Буквально два слова не удалось разобрать, но атрибуция состоялась. Икона теперь совершенно точно отнесена к петровскому периоду, и это большая удача. Интересно даже просто пофантазировать, сколько человек посмотрели на эту икону за прошедшие столетия.

В следующей статье Илья расскажет о том, кто покупает иконы за рубежом и о моральной стороне вопроса перепродажи религиозных объектов.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новую статью

Узнать больше о галерее Ильи Подорванова:

www.podorvanov.com

www.instagram.com/podorvanov_art_gallery

Узнать больше об иконописной мастерской:

www.ikonu.ru

www.instagram.com/ikonu_ru